Воронежский предприниматель Александр Бессонов обратился в Европейский Суд по правам человека после того, как год назад он не смог провести в районе площади Ленина акцию в защиту малого бизнеса и против сноса киосков и павильонов.

Тогда организатору акции мэрия посоветовала перенести мероприятие подальше от органов власти со ссылкой на в последствие отмененное мэрией Распоряжение №217-р, в котором это рекомендовали делать в связи с подготовкой площади к майским праздникам. В воронежских судах предприниматель не смог найти справедливости и обратился в Страсбург.

Проблемы, которые вынуждают А. Бессонова сделать это, актуальны до сих пор. Киоски по-прежнему демонтируют, лишая людей возможности независимого заработка и вынуждая их идти на поклон и с данью к владельцам гипермаркетов или оставляя в качестве альтернативы разорение. К площади Ленина представители власти по-прежнему стараются не подпускать митингующих. Напомним, что не более месяца назад правозащитникам из Межрегиональной Правозащитной Группы — Воронеж/Черноземье удалось через суд намекнуть мэрии, что последнее из серии ограничительных постановлений администрации города, устанавливающее лишь 8 мест в городе, рекомендуемых для акций, является лишь рекомендательным документом, и на его основе нельзя лишать людей возможности реализовывать право на свободу мирных собраний. И все же история с отъемом площади Ленина у воронежцев продолжается.

В настоящее время площадь Ленина больше похожа на большую песочницу с разбросанными на ней тракторами, которые стоят на площади уже больше недели и судя по всему простоят там все праздники. Официальная версия этого явления — замена дорожного покрытия на площади. Но стоит отметить, в прежние времена руководству города удавалось завершать любые ремонтные работы так, что весной горожане могли любоваться благоустроенной площадью. Правозащитники полагают, что это очередная уловка, которая уже позволила не пустить на площадь первомайскую демонстрацию и, видимо, будет создавать препятствия для акции Стратегии-31, которая по традиции состоится 31 мая в 18.00.

Наталья Звягина, координатор программ МПГ-Воронеж / Черноземье и представитель А. Бессонова так комментирует ситуацию: «Городские чиновники делают все возможное, чтобы ограничить протестную активность: выгоняют акции подальше от администраций, возводя клумбы, катки и фонтаны перед областным правительством, искусственно пытаются ограничить их численность нормами наполняемости территории и т.д. Провести акцию можно не просто после подачи уведомления, как написано в законе, но после унизительного ожидания чиновников, иногда затягивающегося на часы, после выслушивания тезисов из серии: «Что за глупая тема вас волнует?», после дополнительной переписки с разъяснением чиновникам закона и после целого букета судов, в которых организатору придется побывать и подозреваемым в нарушении, и обвинителем. Дорогое удовольствие. Без правозащитников не каждый справится. Стоит признать, что тактика выживания легального протеста результативна. Активисты не видят смысла в столь громоздкой процедуре. Но это не значит, что протеста нет и не будет. Это значит, что протест найдет другой канал. Пример тому в других регионах: партизанщина. Для этого не нужна ни площадь, ни уведомления. Увы, но тем, кто не хочет видеть людей с мегафонами и флагами, приходится общаться с толпой с вилами. И так все время в этой стране».

...