Внедрение дистанционного обучения станет трендом
Пандемия 2020 года повлияла на сферу образования, пожалуй, сильнее, чем другие кризисы текущего века. Неожиданно значительная часть образовательной отрасли полностью прекратила свою деятельность, а оставшаяся часть полностью перешла на дистанционную форму обучения.
Разумеется, при массовом переходе на новую форму обучения сразу возникло множество технических трудностей, из которых удалось преодолеть лишь часть. Поэтому многим учебным заведениям так и не удалось наладить полноценный процесс дистанционного обучения. Учащиеся в этих заведения занимались не дистанционно, а самостоятельно. А это означает для учащихся более высокий уровень учебных нагрузок и более низкий уровень полученных знаний и навыков.
Тем не менее, эксперимент по переходу на дистанционное обучение в глобальном масштабе нужно признать состоявшимся. Насколько он удался, можно будет судить не раньше окончания следующего учебного года. Но первые выводы можно делать уже сейчас.
В первую очередь нужно отметить общий рост интереса к дистанционному образованию, особенно к разнообразным видеокурсам в Интернете. Это и от избытка времени у взрослых; и оттого, что им пришлось научиться многое делать самостоятельно, но также и оттого, что школьникам и студентам три месяца приходилось самостоятельно искать учебные материалы, и они просто привыкли к новому способу получения знаний и теперь пользуются им намного чаще, чем раньше.
Второй вывод касается областей, где дистанционное обучение оказалось эффективно, и где – нет. Эффективность подтвердилась в чисто теоретических дисциплинах, таких как философия, история, экономическая теория, правоведение и так далее. И одновременно дистанционное обучение оказалось достаточно эффективно там, где нужно выработать простейшие навыки, скажем, в ремонте бытовой техники или в домашней кулинарии. Низкой эффективность дистанционного обучения была там, где сложная теория сочетается с практическими знаниями, и требуется использовать сложную технику, в частности в медицине и в инженерной сфере. Совершенно неэффективно дистанционное обучение оказалось там, где требуется научить групповой работе.
Третье, что нужно отметить, – рост нагрузки на учащихся и преподавателей при переходе к дистанционному обучению. Дистанционное обучение не предполагает реальной групповой работы, поэтому преподаватель с каждым занимается в режиме, близком к индивидуальному, и каждый ученик учится индивидуально.
Таким образом, в ближайшие годы (даже если полностью будет побеждена пандемия) мы увидим переход на дистанционное обучение в очень многих сферах. Скорее всего, в высшем образовании и в сфере повышения квалификации будут сочетаться методы дистанционного и очного обучения, хотя бы по той причине, что это позволит уменьшить загруженность аудиторий в учебных заведениях. А вот школа вряд ли будет меняться. В этой сфере дистанционные методы будут применяться в дополнительных занятиях и в случае невозможности посетить школу.
Предыдущая статья
Следущая статья
Вернуться