Ирина Лагунина: «Гражданскому обществу – гражданское просвещение!». Это – девиз Московской школы политических исследований, которой в этом году исполняется 18 лет. Довольно старое – по нынешним меркам – независимое учреждение в России. За годы работы школа провела более 200 семинаров, причем не только в России, набрала штат экспертов, которым может позавидовать не один российский университет. В чем причина успеха этой организации, вернее, может быть, даже лучше назвать это движением. Рассказывает Людмила Алексеева.

Людмила Алексеева: Елена Михайловна Немировская, которую вы сейчас услышите, основатель и директор уникального очень важного для нашей страны, для всех нас учреждения – Московской школы политических исследований. Эта школа помогает нам, российским гражданам, войти в современный глобальный мир, помогает понимать его, освоиться в нем и не чувствовать себя там чужаками. Расскажите, Елена Михайловна, о вашей школе.

Елена Немировская: Московская школа политических исследований была создана при поддержке Совета Европы в 1992 году как первый пилотный проект России для Совета Европы. И надо сказать, что Россия вступила в Совет Европы как полноценный член этой организации только через четыре с половиной года. Так что мы действительно были первыми пилотными людьми в Страсбурге.

Людмила Алексеева: В чем идея школы?

Елена Немировская: Расширить политический, исторический, общественный кругозор молодых лидеров из российских регионов. Кого мы имеем в виду под словом «лидеры»? Это люди из муниципальных образований, это депутаты в регионах всех уровней, это работники администрации, это журналисты и бизнесмены, которые участвуют в политической жизни и, безусловно, это региональные НКО. Мы собираем аудиторию совершенно разных политических взглядов, настроений, принадлежности к различным партиям, независимых совершенно людей, которых тоже сейчас достаточно, хотя очень многие все-таки люди, которые хотят делать какую-то карьеру, идут в «Единую Россию». Поэтому, на мой взгляд, партия «Единая Россия» достаточно разнообразна сама внутри себя и, я думаю, что наши просветительские проекты для них тоже важны. Потому что мы на самом деле ориентируемся на очень определенную тематику — гражданская жизнь.

Людмила Алексеева: Не только в России.

Елена Немировская: Не только в России. Вообще, что такое гражданская жизнь, что такое гражданское общество, как вырастить этот нетрадиционный для России баланс между гражданской жизнью и тем, что у нас называется власть. И власть называется потому, что эти руководящие органы пытаются проникнуть во все сферы жизни. И вот здесь должна, конечно, выстраиваться более активная, сбалансированная, идущая от общества связь и коррекция между государством и обществом. И вообще мы пытаемся рассказать, что такое гражданственность, что такое гражданин, что такое солидарность, общественная активность, общественная причастность, участие, соучастие. Прежде всего, гражданин — это человек, который приходит на выборы. Но еще это человек с особой чувствительностью к общественному благу.

Людмила Алексеева: Скажите, а кто на эту тему беседует с вашими слушателями?

Елена Немировская: Принимаем мы в школу абсолютно всех людей с разными взглядами, а вот эксперты из России и из-за рубежа, это люди, чье экспертное сознание тоже соучастно к этому повороту гражданской жизни. Мы не занимаемся тренингом, мы не занимаемся обучением каким-то профессиональным навыкам, даже если мы делаем семинар для журналистов, мы пытаемся в журналисте вытащить это ощущение своей ответственности и свободы как гражданина. Это наш единственный аспект. И поэтому те, кто выступает у нас, они знают, что это основная ориентация всей школы. Это первое. И второе, что немалозначно для нас, мы пытаемся выстраивать такой инструмент, который называется дискуссия, который называется критическое мышление, который называется собственная точка зрения, но аргументированная.

Людмила Алексеева: То есть сначала выступление, а потом дискуссия.

Елена Немировская: Минут 20-25 выступает тот или иной эксперт, рассказывает близкую ему тему, но опять в ракурсе активизации гражданской жизни, а потом начинается дискуссия. И надо сказать, что дискуссия — это не только вопросы и ответы, дискуссия — это точка зрения, это собственное мнение. Мы приветствуем все точки зрения.

Людмила Алексеева: То есть слушатели могут и задавать вопросы, и высказываться по теме.

Елена Немировская: Это вопросы и комментарии. Более того, наша публика, как показывает опыт, сначала дает комментарий, потом задает эксперту вопрос или, в конце концов, свой комментарий.

Людмила Алексеева: Поясните это на каком-нибудь примере.

Елена Немировская: Если мы берем какую-то сессию связанную, предположим, с экономикой, выступают у нас уникальные эксперты, я в этой связи еще раз хочу сказать, сегодня 40 дней со дня смерти Егора Тимуровича Гайдара, совершенно уникального профессионала и человека абсолютной гражданственности, который часто выступал и который находил удовольствие и время общаться с непрофессиональной аудиторией, и она это чувствовала. Так вот, у нас он говорил, конечно, вещи, связанные с экономикой страны и глобальной экономикой, но акцент он делал на важности демократических институтов, их стабильности, их устойчивости для развития экономики. Он полагал, что модернизация, о которой мы сегодня все говорим, — это не только технологическая, экономическая модернизация, а это, прежде всего, демократическая институализация верховенства права.

Людмила Алексеева: Гайдар, наверное, в основном говорил о российской экономике. Но ваших слушателей, вероятно, интересует так же экономика Европейского союза, Соединенных Штатов.

Елена Немировская: Нашими постоянными экспертами являются профессоры, преподаватели Лондонской школы экономики. У нас выступают экономисты из Франции, из Америки и даже из Китая.

Людмила Алексеева: Насколько я знаю, вы не только здесь устраиваете сессии, но и возите слушателей за рубеж.

Елена Немировская: За рубеж мы возим почти что во все европейские страны и два раза в год мы возим в Соединенные Штаты. За рубеж могут поехать люди, во-первых, которые хотят, а во-вторых, они должны прослушать и быть с нами пять-шесть семинаров в России и в регионах, потому что мы постоянно проводим в регионах семинары. Сейчас, кстати, мы едем на семинар в Пермь, где будем отмечаться 140 лет со дня рождения Петра Струве, это будет круглый стол, на который приезжает Ричард Пайпс.

Людмила Алексеева: Знаменитый американский историк.

Елена Немировская: Знаменитый американский историк России и написавший книгу знаменитую о Струве.

Людмила Алексеева: И еще, я знаю, у вас выступает Николай Злобин.

Елена Немировская: У нас выступает Николай Злобин, очень известный журналист русского происхождения, который живет и работает в Америке, но который занимается очень активно российской тематикой, современными новыми отношениями между Америкой и Россией. Возвращаясь к зарубежным семинарам, там в различных странах Европы и Америки мы знакомимся не только с жизнью сената или конгресса в Америке, но и с муниципальными образованиями, с региональной властью, что это значит в Штатах, что такое региональная власть, как это относится с федеральной властью. Точно так же мы приезжаем во французские, испанские, итальянские регионы, и мы смотрим, каков этот принцип, что такое муниципальные образования, что такое регион, страна. И Брюссель, который всех объединяет. Как, например, Франция из унитарного государства децентрализуется. Сейчас для нас очень важной становится тема местной демократии, местного участия. Потому что везде в мире, и у нас, прежде всего, в России политическая жизнь не так соревновательно активна и интересна. Мы понимаем прекрасно, что опыт перенять нельзя, опыт должен быть, как человеком индивидуально, так и страной, так и институтами, прожит самостоятельно. Но чужой опыт может инспирировать новое мышление, новый подход, новые знания, которое потом спровоцируют твое собственное. Наши семинары превращают мышление из локального, местного в более широкое, глобальное мышление, которое сегодня необходимо.

Людмила Алексеева: Кого у вас больше среди слушателей — москвичей или людей из регионов?

Елена Немировская: С самого начала мы работаем с регионами. Потому что мы уже понимали, что в Москве и Петербурге, где больше контактов, информативного пространства и так далее, те, кто интересуются, сами могут найти те или иные возможности для расширения собственного кругозора. Люди из регионов более ограничены в том же самом. Поэтому мы превратили нашу школу в место встречи региональных людей с замечательными отечественными и зарубежными экспертами, с идеями, с подходами. И это действительно региональная школа.

Людмила Алексеева: Да, это школа современного глобального мышления о происходящем в мире. Это необходимо слушателям Школы политических исследований, но не только им, это необходимо всем нашим гражданам, это необходимо сегодняшней России.

...