Умер автор культового фильма «Белое солнце пустыни» кинорежиссер Владимир Мотыль
Друзья и коллеги знаменитого российского кинорежиссера Владимира Мотыля скорбят в связи с его кончиной. Он умер вечером в воскресенье, 21 февраля, на 83-м году жизни в одной из московских клиник после тяжелой болезни. В воскресенье у него случился сердечный приступ.
Владимир Мотыль — автор культового для многих поколений «Белого солнца пустыни» — вошел в летопись отечественной кинематографии как создатель фильмов, завоевавших любовь у миллионов зрителей.
Особенно запомнились публике картины: «Женя, Женечка и «Катюша», «Звезда пленительного счастья» и, конечно, «Белое солнце пустыни», — за которую он, спустя 15 лет после создания, был отмечен Государственной премией СССР.
Среди тех, кто также был отмечен этой наградой, известный кинооператор из Санкт-Петербурга, народный артист РФ Эдуард Розовский. С ним ИТАР-ТАСС связался по телефону, и он сказал несколько слов в память о своем друге и коллеге.
«Запомнилось, как Мотыль работал с каждым из актеров, как он буквально фонтанировал над каждым кадром и каждой сценой, — вспоминает Розовский. — Он был человеком глубоко талантливым и всегда с неизменным вниманием относился к каждой сцене и к каждому кадру».
По словам Розовского, «Белое солнце пустыни» не сразу выпустили на широкий экран, а когда картина пришла к зрителю, то сразу стала невероятно популярной».
Где и когда будет похоронен режиссёр, пока не известно.
Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким Владимира Мотыля. Об этом сообщила пресс-служба Кремля.
Владимир Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском местечке Лепель в семье польского эмигранта. Через три года после рождения Владимира его отец был арестован и отправлен в лагерь на Соловки, где меньше чем через год погиб, отмечает интернет-сайт телеканала «Вести».
Несколько лет спустя вместе в матерью Мотыль окажется в ссылке на Северном Урале. В это время у него возникла страстная вера: «Вырасту — буду делать кино». В начальных классах школы в городе Оса он организует театральный кружок, ставит одноактные пьесы, где сам играет главные роли и расписывает картонные декорации.
В 1948 году Владимир Мотыль окончил актерское отделение Свердловского театрального института. Позже заочно получил второе высшее образование на историческом факультете Свердловского университета. Работал режиссером Свердловского драматического театра, актером и режиссером в театрах Сталиногорска (ныне Новомосковск Тульской области) и Нижнего Тагила. С 1955 года — главный режиссёр Свердловского театра юного зрителя. Тогда Мотылю было всего 27 лет.
Из главных режиссёров Владимир Мотыль уходит в ассистенты на Свердловскую киностудию, где работает с 1957 по 1960 годы. Кинодебют Мотыля состоялся в Таджикистане, на киностудии «Таджикфильм». Здесь в 1963 году он снимает фильм «Дети Памира».
А в 1967 году он снял нашумевшую комедию на военную тему «Женя, Женечка и «Катюша», по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Фильм был неоднозначно принят идеологами кинокомитета, что повлекло за собой запрет на профессию.
Спасением для режиссёра стала уникальная студия Григория Чухрая, которая имела особый статус и пригласила опального режиссера на постановку сценария «Пустыня».
Русский «вестерн» Мотыля «Белое солнце пустыни» (1969) оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате советской кинопродукции. Фильм «Белое солнце пустыни» стал талисманом покорителей космоса, включивших его просмотр в программу подготовки космонавтов к полёту. Фильм также создавался при участии Булата Окуджавы. В 1995 году фильм по результатам массового электронного опроса телезрителей России телекомпанией РТР победил в номинации «Самый любимый фильм российских зрителей».
В 1975 году Владимир Мотыль выпускает исторический фильм «Звезда пленительного счастья» о судьбах декабристов.
Фильм Мотыля «Лес» (1980), снятый по мотивам пьесы А.Н. Островского, был запрещён к показу, а режиссёр снова изгнан из киноиндустрии. Правда, спустя некоторое время Владимир Мотыль был приглашен в Останкино в творческое объединение «Экран» на должность художественного консультанта телефильмов молодых режиссёров.
В кино Мотыль вернулся лишь в годы перестройки, написав киносценарий двухсерийной романтической притчи по мотивам рассказа Фазиля Искандера и поставив фильм «Расстанемся — пока хорошие» (1991).
Владимир Мотыль — лауреат Государственной премии Таджикской ССР имени Рудаки (1964, за фильм «Дети Памира»); Почётный гражданин города Душанбе (1977); Заслуженный деятель Таджикистана (1997). Награждён орденом Почёта (1996, за фильм «Белое солнце пустыни»). Лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства 1997 года (1998, за фильм «Белое солнце пустыни»).
В 2004 году Владимир Мотыль приступил к съёмкам фильма «Багровый цвет снегопада», действие которого основано на реальных фактах из жизни его родителей, Мотыля Якова Даниловича и Левиной Берты Антоновны. Мотыль был избран действительным членом Международной академии информатизации при ООН.
Хобби кинорежиссёра были путешествия. Он объехал полмира и все республики СССР, Россию — от Североморска до Курил и острова Врангеля.
Супруга Владимира Мотыля — Подаруева Людмила Васильевна, бывшая театральная актриса, оставила сцену в 70-х годах, посвятив себя семье. Дочь — Ирина, художница-дизайнер по костюмам в кино. Внук — Аркадий, художник-авангардист, с 1998 года работает в Амстердаме.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.