Выход «Аватара» в конце 2009 года предопределил развитие киногода-2010, который войдет в историю как первый год 3D-кино. «Парк культуры» разобрался, чем обернулся ввод нового измерения для зрителей и прокатчиков, а также вспомнил историю стереокино.

3D-революция состоялась. Сколько ни говорили недоброжелатели про то, что за «Аватаром» Джеймса Кэмерона не последует никакого продолжения, а третье измерение – кратковременный аттракцион, в этом году уже вышли десятки трехмерных картин. Сам фильм Кэмерона с легкостью уделал недостижимый «Титаник», собрал в мировом прокате $2,7 млрд (из них рекордные $118 млн — в России) и стал основным виновником 3D-ажиотажа, главного, как ни крути, знака 2010-го киногода.

Массовая экспансия 3D-фильмов, превратившая использование стерео-очков из диковинного приключения в привычную необходимость, охватила кинотеатры лишь в последние несколько лет. На самом деле, стереокино…

За подтверждениями этого тезиса, буде они потребуются, далеко ходить не надо. Создатели «Гарри Поттера и Даров смерти» каялись, что не успели прикрутить 3D к первой части, и клятвенно обещали снабдить стереоформатом вторую серию. Некоторые режиссеры, как Кристофер Нолан и Люк Бессон, напротив, сознательно отрицают стереотехнологию и, несмотря на это, получают неплохие сборы. Впрочем, таких, как они, единицы. Едва ли не каждая уважающая себя франшиза пометила новую территорию. Продолжения «Пилы», «Шага вперед» и «Обители зла» вышли в новомодном 3D. Третье измерение ворвалось во все жанры, включая самые неожиданные: даже полнометражная версия фрик-шоу MTV «Чудаки» обзавелась вожделенным объемом. С большим воодушевлением технологическую революцию встретила порноиндустрия: под эгидой Ларри Флинта «Хастлер» сваял эротическую версию хита Кэмерона «Это не Аватар XXX» – тоже, естественно, в 3D.

А во Франции так вообще появился первый эротический 3D-телеканал.

Кстати, о телевидении: они тоже не остались в стороне от повального тренда. 3D-канал завелся и у нас — в пакете НТВ-плюс, однако вещание на нем пока ограничено недостатком контента. В марте начались активные продажи 3D-телевизоров, но, хотя аналитики сулят им большое будущее, покупают товар неохотно — больно уж дорог, под $3 тысячи. Зато за год техника скакнула вперед, и на днях в продажу поступили 3D-телевизоры, для которых уже не нужны стерео-очки.

Врачи тем временем затеяли полемику, вредно ли 3D для здоровья: иногда после стереосеансов поступают жалобы на тошноту и головную боль, не говоря уже о тех, у кого вместо двух глаз, необходимых для восприятия трехмерной картинки, – всего один.

Специалисты сходятся на том, что для обычного взрослого человека 3D вряд ли представляет угрозу. Впрочем, некоторые доктора советуют осторожнее относиться к походам на 3D-сеансы тем, у кого имеются расстройства зрения, пожилым людям, а также просто чересчур впечатлительным зрителям, у которых натурализм мира 3D может спровоцировать нездоровую бурю эмоций и, как следствие, скачки давления.

Кинотеатры за год еще более спешно, чем раньше, переоснащаются под цифровые показы и 3D: в России количество таких залов, по данным «Невафильм Research», за год утроилось. Следом растет и оборот: прирост сборов наблюдается, в частности, в Азии (в Гонконге и Южной Корее продажи билетов немного упали, но доход увеличился на 15–20%) и Великобритании (продажи билетов в крупной сети Cinemorld поднялись на 8,5%, общие сборы — на 8,3%). Один из самых быстрорастущих по количеству цифровых экранов рынок — Латинская Америка, примерно 50% сборов здесь зарабатывается на 3D.

За год сборы России и СНГ (без учета Украины) перевалили за $1 миллиард, и теперь в списке крупнейших рынков кинопроката Россия находится на шестом месте после США, Японии, Великобритании, Франции и Германии.

В прошлом году Россия занимала десятое место с результатом $736,2 млн, то есть сборы возросли больше чем на 40% . При этом увеличилось как количество проданных билетов (с 138,6 млн до 162,07 млн), так и средняя цена за билет (с $5,31 до $6,37, средняя стоимость билета на 3D-сеанс – $8,4). Член совета концерна «Каро» Андрей Рязанцев в интервью газете «Коммерсантъ» объяснил, что повышение сборов произошло «исключительно за счет 3D-релизов и введения в эксплуатацию цифровых кинозалов с поддержкой 3D». «Бюллетень кинопрокатчика» указывает, что за нынешний киногод в России вышел 31 3D-релиз, выручка от которых по состоянию на конец октября только в 3D-формате составила $290 млн – 32% от общего бокс-офиса.

Есть, правда, у этой бойкой статистики и оборотная сторона. Согласно исследованию MovieResearch, доля отечественных фильмов в кассовых сборах неуклонно падает — за год наше кино собрало примерно 15% от общей кассы. Ни одна из российских картин не попала в топовую пятерку самых кассовых релизов года, а лидер отечественного кинопроката среди российских лент – «Наша Russia. Яйца судьбы» – в общем списке занимает лишь девятое место. Генеральный директор Мovie Research Олег Иванов считает, что 3D-релизы перетянули зрительский интерес. Ну а отечественные попытки освоения стереоформата пока не могут составить Голливуду серьезную конкуренцию («Темный мир 3D» собрал $8,3 млн, «Белка и Стрелка» – $6,2).

В Штатах, которые, собственно, и являются законодателем мод, ситуация с прокатом 3D-кино более неоднозначная.

По предварительным итогам, общие годовые сборы составили $10,1 млрд, понизившись по сравнению с $10,5 млрд в предыдущем. Билетов продано 1,25 млрд (в 2009-м — 1,4 млрд), средняя цена возросла до $7,85 (год назад — $7,5). Всего в 2010 году было выпущено 25 3D-релизов, к апрелю сборы 3D-картин составляли 33% от общей кассы, но затем рост замедлился. Доля сборов за дебютный уикенд двух самых крупных проектов уходящего года, сборы которых перевалили за миллиард, – «Алисы в Стране чудес» и «Истории игрушек-3» – составляет 70% и 60% соответственно. Больше 60% выручки за премьерные выходные сделали на 3D-сеансах «Шрек навсегда» и «Как приручить дракона». И уже только 45% захотели посмотреть в 3D «Гадкого я». В итоге если в начале года американские аналитики сулили 3D мировое господство, то к лету оптимизм угас и сводки запестрели траурными предсказаниями скорой смерти стереоформата. К осени американцы обуздали панику и взялись за аналитику: главный вывод – кажется, оголтелое увлечение 3D в США сбавило обороты, и к зрителям вернулась трезвость мысли. Само по себе 3D не является гарантом высоких сборов, и переплачивать за билеты на стереосеанс какой-нибудь «Мести Китти Галлор» дураков все меньше и меньше.

Словом, смерть 2D, вероятно, наступит не скоро.

Да и большинство критиков, как британец Марк Кермод с ВВС, уверены, что ценность 3D не так уж велика. А американский критик Роджер Эберт даже опубликовал подробный список претензий «Почему я ненавижу 3D (и вам того желаю)» из девяти пунктов. В частности, Эберт указывает на то, что 2D-кино и так объемное — наш мозг устроен таким образом, что мы воспринимаем картинку как трехмерную. Кроме того, одиночные 3D-детали отвлекают внимание, 3D-изображение часто более тусклое, билеты стоят дороже, да и вообще стереоформат больше подходит для детского кино, анимации и таких фильмов, в которых много компьютерной графики. «Не могу представить в 3D серьезную драму вроде «Повелителя бури», – пишет Эберт. В общем, 3D еще есть куда расти, и нам, несмотря на брюзжание главного кинокритика на свете, наблюдение за этим ростом доставляет невероятное удовольствие – большее, чем поездка на американских горках. В конце концов, даже сам Эберт в последнее время, кажется, сдался новому формату, едва ли не выше прочих критиков оценив «Трон: наследие». А значит, ничто трехмерное не чуждо уже даже ветеранам киноведения.

gazeta.ru

...