Юрий Мерденов: «Семен Буденный был мировым мужиком, да и Папа Римский — без пафоса»
В искусстве нашей страны не мало выдающихся личностей, но имя народного артиста России Юрия Петровича Мерденов Мерденова стоит в особом ряду. Выдающийся мастер конной дрессуры, создатель аттракциона «Кубанские казаки» Юрий Мерденов завоевал ведущие позиции в мировом цирке. Сегодня он со своим занименитым на весь мир аттракционом «Кубанские казаки» выступает в Воронеже. Гастроли продлятся до 13 октября.
Юрию Петровичу уже 83! 67 лет его творческой жизни на арене цирка сложились из разножанровой тематики. Настоящий мастер, он владеет почти всеми профессиональными навыками. Блестящий педагог, воспитавший не одно поколение талантливых артистов… Его не раз пытались переманить за границу, но даже в трудные перестроечные годы Мерденов остался верен России и Кубани, не поддался многочисленным посулам зарубежных продюсеров. За пропаганду идей казачества, воплощение средствами циркового искусства традиций казаков, он имеет многочисленные награды, в том числе от Донского, Кубанского и Терского казачьих войск.
Актер, режиссер и джигит в одном «флаконе»
В 1951 году в труппе прославленного Алибека Кантемирова появился новый артист, пятнадцатилетний Юра Мерденов. Добиться этого было нелегко: Алибек Тузарович брал к себе только самых одаренных ребят, но Юрию удалось успешно пройти все отборочные туры, и начались его «университеты» джигитовки. Основоположник советской школы джигитовки, получившей всемирное признание, народный артист РСФСР Алибек Кантемиров был мудрым и требовательным учителем. Посвящая своих учеников в тайны нелегкой мужественной профессии джигита, он стремился к тому, чтобы они были разносторонними артистами, владели не одним, а несколькими цирковыми жанрами, всячески развивал у них творческую инициативу, помогая осуществлению их замыслов. И не случайно, что впоследствии многие его ученики создали свои номера и аттракционы. Опытный учитель не ошибся в Юрии Мерденове, который вскоре становится одним из самых любимых его учеников. Он много занимается, отшлифовывая трюк за трюком, его мастерство крепло изо дня в день, приобретая яркую индивидуальность.
Если бы кто-нибудь спросил, какие качества больше всего присущи Мерденову-артисту и Мерденову-джигиту, то можно было бы смело ответить: неустанное трудолюбие, влюбленность в свою мужественную профессию, постоянный поиск нового. Неслучайно, что в сравнительно короткий срок Юрий Мерденов вошел в число ведущих солистов труппы «Али-Бек». Вместе с Ирбеком Кантемировым, сыном Алибека Тузаровича, он разработал и впервые исполнил такой уникальный трюк, как «двойной пролаз» под животом скачущей лошади. О его высоком профессиональном мастерстве говорит и тот факт, что находясь на службе в армии, Юрий Мерденов стал чемпионом Вооруженных Сил СССР по вольтижировке и чемпионом ЦСКА по преодолению препятствий.
Мерденов проявил себя не только как великолепный наездник, но и как незаурядный актер, исполнивший ряд ролей в пантомимах «Карнавал на Кубе» и «Трубка мира», поставленных народным артистом РСФСР М. С. Местечкиным в Московском цирке на Цветном бульваре. Впоследствии он уже как режиссер участвовал в постановке пантомимы «Знак на скале» в Бакинском цирке и исполнил в ней одну из главных ролей. А в 1977 году в Киевском цирке принял участие в постановке героической пантомимы «Корчагинцы», посвященной 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Кроме того, Мерденов поставил ряд спектаклей для детей, снялся в фильмах «Мандат», «Именем революции», «Тревога», «Саят-Нова» и др.
Свой путь
Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая творческая судьба, если бы в 1964 году руководство «Союзгосцирка» не предложило ему создать и возглавить труппу джигитов в Азербайджанском цирковом коллективе. Как ни тяжело было уходить от Кантемировых, Юрий Мерденов решил работать самостоятельно, и вот уже 5 февраля 1965 года в Ростовском цирке состоялась премьера нового аттракциона «Джигиты Азербайджана». В тот день его руководителю – Юрию Мерденову – исполнилось 29 лет. Его труппа уже через два года стала дипломантом Всесоюзного смотра новых произведений циркового искусства. В этот же период труппа Юрия Мерденова с успехом гастролировала в ГДР, Франции, ФРГ, Голландии… Казалось, к Мерденову пришел заслуженный успех, но артист не привык успокаиваться на достигнутом.
Его всегда привлекала героическая история кубанского казачества, поэтому в 1973 году, совместно с дирекцией Краснодарского цирка, Мерденов приступил к работе над новым аттракционом, посвященным славному кубанскому казачеству.»Мне хотелось создать по-настоящему современный номер, наполненный эмоциональным содержанием», — вспоминает Юрий Петрович. Весной 1974 года на арене Краснодарского цирка состоялась премьера аттракциона «Кубанские казаки».
Стилизованные казачьи костюмы, динамичная музыка Френкеля (лейтмотив из кинофильма «Неуловимые мстители») и бессмертная музыка Дунаевского к фильму «Кубанские казаки», кажется, специально написаны для аттракциона Юрия Мерденова. Когда смотришь выступление «Кубанских казаков», начинает кружиться голова от того бешеного темпа, от той скорости исполнения наисложнейших трюков… Стоит одному всаднику закончить свой трюк, как его тут же сменяет другой. Особым украшением аттракциона является «длинный обрыв» — когда всадник, продев ногу в петлю у седла, буквально падает на манеж, его тело безжизненно волочится по земле, а голова едва не задевает копыт мчащегося во весь опор коня… За этим трюком зрительный зал следит затаив дыхание, и когда всадник снова оказывается в седле целый и невредимый, то кажется, что купол цирка рухнет от аплодисментов.
Верность Родине
Коллектив Юрия Мерденова с большим успехом гастролировал более, чем в 30-ти странах мира. Во время гастролей в США в 1975 году американские газеты называли «Кубанских казаков» «лучшей труппой джигитов за всю историю мирового цирка». А в Филадельфии мэр города вручил Мерденову почетный диплом, которым награждаются самые выдающиеся артисты, побывавшие на гастролях в этом городе. В 1977-м аттракцион «Кубанские казаки» дал триумфальные гастроли стал в Японии, Италии, странах Латинской Америки…
Сегодня заслуженный артист РСФСР и заслуженный артист Северо-Осетинской АССР Юрий Мерденов по праву считается одним из ведущих мастеров советского циркового искусства. В нем прекрасно сочетается множество различных ипостасей- обаятельный артист, прекрасный режиссер, талантливый дрессировщик, знающий все тонкости работы с лошадьми, серьезный и вдумчивый педагог… Созданный им аттракцион «Кубанские казаки» всегда являлся главным украшением любой цирковой программы.
«Лошадей на убой не сдаем, Господь накажет!»
Корреспонденту «ВестиПК» удалось пообщаться с Юрием Петровичем, и узнать, как живет и чем дышит сегодня этот уникальный человек, прославивший своим аттракционом родную страну на весь мир. «Цирк есть цирк! Всю жизнь его любили, и будут любить!», — оптимистично заверяет Юрий Петрович.
— Юрий Петрович, вы работает в цирке 67 лет, на пенсию не собираетесь?
— На пенсию я не собираюсь, хотя пол года назад с лошади спрыгнул. Я недавно был в отпуске, так не знал, куда себя деть, что делать? А если я уйду на пенсию, чем буду заниматься?
— Сложно работать с лошадьми?
— С лошадьми сложно, конечно работать, пока научишь им всему, времени много уходит. Лошадь может проработать в аттракционе долго — все зависит от руководителя, как он ее эксплуатирует. Может и больше 20 лет прослужить. Лошадь, на которой я выезжал на манеж, прослужила мне 25 лет. Я ей всегда отдавал лучшую морковку! Вот уже пол года, как она на пенсии. И теперь во время представлений я не выезжаю на манеж, а выхожу пешочком. Когда им становится тяжело работать, и они уходят на пенсию, мы ищем куда их девать. Не на убой, Боже упаси, иначе Господь накажет. Мы ищем людей, кому они еще нужны — где они еще могут поработать. Сейчас у нас работает 13 лошадей.
— Для джигитовки нужна какая-то особая порода лошадей, или можно обучить любую лошадь?
— Можно брать лошадь абсолютно любой породы. У нас и чистокровные есть, и Терской породы, и Донские, и Буденовские.
— Вы изучали какую-то специальную литературу про лошадей, чтобы лучше узнать их повадки и особенности? Или все методом проб и ошибок?
— Когда я начинал, и литературы -то особо не было о дрессуре. Поэтому я всегда прислушивался к пожилым артистам и дрессировщикам. Перенимал опыт у людей со стажем. И Кантемиров обучал меня, делился всеми секретами. Он ведь был первым в нашей стране, кто начал работать джигитовку.
— Вы рассказывали, что в 14 лет буквально сбежали из дома в цирк. Было голодное послевоенное время, у мамы на руках осталось двое детей, которых нечем было кормить, и вы решили податься в цирк, чтобы как-то облегчить ей жизнь…
— Да. Мама, конечно, была против. Ругалась, плакала… А потом, когда на всех афишах значилось мое имя, она гордилась, конечно. Я же в 24 года получил звание Заслуженного артиста России, потом народного…
— Своих лошадей вы воспитывали только с помощью пряников, лаской? Или кнут тоже имеет место быть?
— Они очень хорошо различают интонацию, и если ты начинаешь с ними разговаривать грубо, они понимают, что ты недоволен их работой. Это уже и есть для наказание. Сразу подходят, облизывают, начинают заигрывать — типа поговорить хочет.
— С какими-то другими животными не было желания поработать?
— Не было, но на лошадях я в клетки заезжал и к тиграм Назаровой и к зубрам Тихонова.
— В советские годы вы снимались в кино. Сейчас не зовут?
— Последний раз звали меня с моими лошадьми лет 10 назад. Теперь уже не зовут… Да и сам отказываюсь — время прошло.
«Золотую цепь с крестом от Папы Римского храню до сих пор!»
— Вы общались с Семеном Буденным, с Папой Римским. Какое общение на вас произвело наибольшее впечатление?
— Могу сказать, что и Семен Михайлович, был очень простым человеком, и Папа Римский абсолютно без пафоса. Папа подарил мне золотую цепочку с крестиком, в специальной подарочной коробке. Она у меня до сих пор хранится! Встретились мы случайно. Когда мы приехали на гастроли в Италию, наш итальянский импресарио и его жена — известная в ту пору голливудская актриса, красавица Мойра Орфей, оказались очень дружны с Папой. Я тогда в шутку сказал: «Так устройте нам встречу с ним! Пусть пожмет нам руку!» Мойра рассказала Папе о своих русских друзьях-артистах и Понтифик нас пригласил к себе.
Хочу отметить, что дело было 1980-х, в те годы Ватикан не принимал никого из официальных государственных лиц, дипломатов и даже советского посла. Все было закрыто, Папа ни с кем не встречался. Когда нам дали добро, мы обратили к послу СССР в Италии, сказали, что Папа нас приглашает на прием. Он запросил у тогдашнего министра иностранных дел Громыко разрешение на нашу встречу с Папой, но тот сказал: «Я сам решить эту проблему не могу, поговорю наверху!» Дело дошло до самого Брежнева. Но никто не мог взять на себя такую ответственность и ответить согласием. В результате вопрос вынесли на политбюро и долго его обсуждали. Из Ватикана уже звонят интересуются — идем мы или нет. Анекдот! В итоге нам все же дали добро, но подробно проинструктировали, что отвечать, если вдруг папа о чем-то спросит. Но встреча прошла легко и непринужденно. Папа приветствовал нас на хорошем русском, много говорил о роли циркового искусства. После встречи у меня сохранились и совместные фотографии…
Семен Михайлович Буденный был мировой мужик! Я с ним встречался еще во время службы в армии — я служил в ЦСК в конноспортивной команде. Виделись мы на соревнованиях олимпийской команды по конному спорту. Буденный часто приезжал к нам, где лошади — там и он! Он был главным судьей на соревнованиях, сидел в ложе. И вот я подъезжаю, отдаю честь, и вместо «товарищ главный судья», от волнения говорю: «Товарищ Буденный, сержант Мерденов к соревнованиям готов!» Он засмеялся, и говорит: «Приступай!» Но меня запомнил.
— С Буденным не фотографировались?
— К сожалению нет. Не удобно как-то было просить.
«Лошади для меня — все!»
— Вы 9 лет прожили в Японии, 5 лет в Италии. Никогда не хотелось остаться в какой-нибудь из стран навсегда?
— Мне сотни раз это предлагали, но я привык к России и всегда был предан своей стране. В Италию я даже ездил работу смотреть — мне предлагали руководить частным конезаводом. Я посмотрел, повернулся, и ушел навсегда. И в Америку звали… Там же я выступал в зале тысяч на 15 зрителей — в Madison Square Garden. Американский корреспондент тогда брал у меня интервью, и напрямую спросил: «Не хотите остаться в Америке?» Мне тогда на ум пришла песенка: «Хороша страна Болгария, но Россия лучше всех». И словами из этой песни я ему и ответил, заменив Болгарию на Америку. Сказать «нет» было не красиво, тем более там было много людей из посольства. Мне потом сказали: «Так вы еще и дипломат! Хорошо ответили!»
— В обычной жизни, не цирковой, вы как-то соприкасаетесь с лошадьми? Может на ипподром на скачки ездите?
— А как же! Обязательно! Без этого нельзя! Никогда скачек не пропускаю, и весь конный мир меня знает.
— Какие еще хобби у вас есть? Чем еще любите заниматься в свободное время?
— Кроме лошадей у меня нет увлечений. Лошади для меня — все!
Увидеть в Воронежском цирке программу «Цирк зажигает огни» с участием аттракциона Юрия Мерденова, можно до 13 октября. Начало представлений: суббота в 12.00 и 16.00 , воскресенье в 12.00
Марина Хоружая
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.