Понятие страха часть 5
Хотите узнать больше? Проходите на наш сайт! там вы узнаете про отопление
Поэтому архаический человек стремится её уничтожить. В мифе он элиминирует границу утверждением отсутствия пространства вне мифологического бытия. В отношениях с чужаками — ликвидацией этих чужаков, как находящихся вне законного пространства или их «перевариванием» т.е. процедурой усыновления. Отсюда же разнообразные пищевые запреты и даже такой обычай, как страх посмотреть на тёщу у некоторых полинезийских племён — всё, что «вне» должно быть преодолено, либо остаться в этом «вне».
Страхи порождают многочисленные табу, которые, что весьма примечательно, совсем не обсуждает Э. Тайлор. Всё, что вызывает страх, табуируется, а коммуникация с ним обставляется магическими ритуалами, призванными защитить. Но это всегда преодоление границы, выход за пределы пространства, признанного отчуждённым и потому опасным (поэтому страх испытывается и перед воинами, и перед убийцами, путешественниками или менструальными женщинами и правителями, которых держат взаперти) [157, с. 458-460]. И всё же подобные страхи нельзя прямо отнести к страху отчуждения. Страх отчуждения депрессивен, он выражается в стремлении обрести единство, в то время как «изначальное», архаическое сознание носит шизоидный характер, т.е. ориентирует человека на противостояние вторжению извне и имеет тенденцию к исторжению (например, изгнанию или забрасыванию камнями). С этим страхом сталкивается культурантропология в случаях, когда она изучает архаичные народы и когда она обращается к пережиткам мышления в современных урбанистических «джунглях». Это иррациональные животные страхи, которые изучаются в рамках этологии и биопсихологии.