Понятие страха часть 2
Проходите на сайт и читайте подробности про изготовление папок меню. Человек страшится здесь, в этой жизни, и это подтверждается отсутствием у большинства архаичных народов различения посмертной судьбы человека в зависимости от тех или иных поступков. Тайлор приводит мнение И.Г. Мюллера, который считал, что первобытный человек не знал страха перед наказанием, но рассматривал зло в посмертном существовании как «перенесение обычных жизненных условий в новое существование». Действительно, в описании страхов человека доминируют опасности, угрожающие человеку в жизни, а не после неё (утопление, огонь, голод и т. п.). Это скорее страхи охотника, которые легче описать биопсихологии, чем этнографии. А его боги амбивалентны — они и опасны, и дают безопасность, и «добры» и «злы».
Несколько иную картину страхов развёртывает Б. Малиновский. Он затрагивает проблему страха, анализируя социально-психологические корни религии. С его точки зрения, в опыте и знаниях архаичного человека существуют серьёзные пробелы. Эти пробелы проявляются в ходе достижения важных целей и в критических ситуациях. Возникающая магия снабжает первобытного человека рядом готовых ритуальных действий и верований, содержащих в себе определённые умственные и практические приёмы, позволяющие человеку утвердить веру в «победу надежды над страхом». Таким образом, Малиновский связывал со страхом возникновение магии. К магии люди прибегали в тех случаях, когда не были уверены в достижении поставленных целей, ибо в их жизнь вмешивались силы им неподвластные.