• Главная
  • Контакты
  • О сайте
  • Подписка на новости
ВестиПК в Воронеже

Новости Воронежа on-line

  • Авто
  • Анонсы
  • Армия
  • Без рубрики
  • Безопасность. Права граждан
  • В мире
  • В России
  • Видео-Воронеж
  • Интервью
  • Интернет, коммуникации, новые технологии
  • Курьезы
  • Медицина, Здоровье, Красота
  • Наука и Образование
  • О разном
  • Общество. Культура »
    • Видео-Promменад
    • Дискуссии. Письма. Блогеры
  • Онлайн-конференции
  • Отдых. Туризм. Путешествия
  • Полезные статьи
  • Политика »
    • Выборы
    • Жизнь партийная
    • Официально
  • Происшествия. Криминал
  • Религия
  • СМИ
  • Спорт
  • Фоторепортажи
  • Что бы это значило?
  • Экология
  • Экономика »
    • Банки
    • Строительство. Жилье
  • Энергетика, ЖКХ, транспорт »
    • ЖКХ
    • Транспорт
    • Энергетика

Первый скрипичный концерт Шостаковича




Обнищание советской музыкальной жизни в какой-то степени компенсировалось появлением молодого поколения исполнителей — виолончелиста Ростроповича (родился в 1927 году), пианиста Рихтера (в 1914-м) и скрипача Давида Ойстраха, для которого Шостакович написал свой Первый скрипичный концерт, ставший первым произведением, исполнение которого было «отложено» после памятного ждановского совещания.

И дальше продолжая писать серьезные работы, Шостакович откладывал их исполнение до лучших времен — другого выхода после второй опалы в 1948 году у него не было. Невольно вспоминался декабрь 1936 года, когда композитор снял с исполнения свою Четвертую симфонию, которая с тех пор не была сыграна. (Он собирался в конце концов представить ее на суд слушателей и продолжал над ней работать, о чем свидетельствует подготовка в 1946 году переложения этой симфонии для двух фортепиано.) Теперь, когда в музыке не допускалось ничего, кроме самой примитивной советской пропаганды, Шостакович стал больше работать над музыкой для фильмов и кантатами к юбилейным датам, среди которых особенно хороша свежая и мелодичная Песня о Родине (1952). Одновременно он продолжал писать и более крупные музыкальные произведения: симфонический Первый скрипичный концерт, о котором мы уже упоминали, и позднее два струнных квартета, Четвертый и Пятый,— серьезные работы, отмеченные печатью яркой индивидуальности. Особенно выделяется своим симфоническим звучанием Пятый квартет, в котором нет и следа «приспособления к слушателям». Напротив, основная тема в нем отнюдь не очевидна и полна яростной внутренней борьбы за самоутверждение, которая — и это характерно для лучших работ композитора — не согласуется со счастливым концом.

Без сомнения, диссонансы в этой пьесе недоброжелатели сочли бы, говоря словами Жданова, «нарушением законов нормального человеческого слуха... плохой, дисгармоничной музыкой», оказывающей «вредное влияние на психофизиологическую деятельность человека». Но ни Жданов (он умер в августе 1948 года), ни Сталин (которому тоже оставалось недолго жить) так ее и не услышали.

И в Скрипичном концерте (во второй части), и в начале Пятого квартета мы впервые встречаем тему-девиз, своего рода музыкальную подпись композитора — буквы DSCH, то есть первые буквы имени и фамилии Шостаковича, и их нотный эквивалент на немецком языке, ноты ре, ми бемоль, до и си. Не забудем, что эта тема впервые прозвучала в то время, когда открыто проявлять свою индивидуальность было для композитора небезопасно. Этот на первый взгляд незначительный штрих говорит о многом, и прежде всего о том, что Шостакович не торопился следовать в своем творчестве воле Сталина. А в Десятой симфонии, написанной сразу после смерти диктатора, этот музыкальный мотив вырастает до победного символа всей симфонии.

Следует отметить, что в этих произведениях композитор начинает относиться ко всей своей музыке как к единому целому, используя образы и мотивы, которым можно придать внемузыкальное значение. (В этом отношении он напоминает Шумана.) Еще одной работой, которую Шостакович написал в 1948 году, но до поры до времени придерживал, был вокальный цикл из еврейской народной поэзии. В нем композитор рассказывает о страданиях простых евреев до революции, а в последних трех песнях, как и положено, радуется вместе с ними тому счастью, которое они обрели в Советской России. Шостакович говорил, что «в наши дни и в нашу эпоху человек, называющий себя порядочным, не может быть антисемитом». Он вспоминал, как эти песни появились на свет.


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться
  • Поиск по сайту

Поиск по сайту

ВИДЕО — ВОРОНЕЖ

Лента новостей

  • В Воронеже в предстоящие выходные будет ясно и тепло до +23
  • В районах Воронежа начались посадки деревьев и кустарников (ВИДЕО)
  • В региональную неделю депутаты Госдумы от «Единой России» решают проблемы своих избирателей
  • Бизнес с мировым брендом CeramicPro можно начать с минимального капитала
  • В столице франции ограблена квартира премьера
  • Секретная линия: прототип русского «квантового телефона» появится летом
  • Еще 3 человека погибли в ходе акций протеста в Венесуэле
  • В Воронеже перед Днем Победы отмывают памятники
  • 70 лет спустя: Президент ЕСТП Вячеслав Моше Кантор настаивает на принятии международного определения антисемитизма
  • В Воронеже «Лада» таранила ночью асфальтоукладчик

Пользуетесь ли вы электронными кошельками? Если "да", то какими?

результаты

Объявления

На главную

Новости партнеров

Rambler's Top100
Copyright © 2017. ВестиПК в Воронеже
шаблоны сайтов, ремонт своими руками