Первый скрипичный концерт Шостаковича
Обнищание советской музыкальной жизни в какой-то степени компенсировалось появлением молодого поколения исполнителей — виолончелиста Ростроповича (родился в 1927 году), пианиста Рихтера (в 1914-м) и скрипача Давида Ойстраха, для которого Шостакович написал свой Первый скрипичный концерт, ставший первым произведением, исполнение которого было «отложено» после памятного ждановского совещания.
И дальше продолжая писать серьезные работы, Шостакович откладывал их исполнение до лучших времен — другого выхода после второй опалы в 1948 году у него не было. Невольно вспоминался декабрь 1936 года, когда композитор снял с исполнения свою Четвертую симфонию, которая с тех пор не была сыграна. (Он собирался в конце концов представить ее на суд слушателей и продолжал над ней работать, о чем свидетельствует подготовка в 1946 году переложения этой симфонии для двух фортепиано.) Теперь, когда в музыке не допускалось ничего, кроме самой примитивной советской пропаганды, Шостакович стал больше работать над музыкой для фильмов и кантатами к юбилейным датам, среди которых особенно хороша свежая и мелодичная Песня о Родине (1952). Одновременно он продолжал писать и более крупные музыкальные произведения: симфонический Первый скрипичный концерт, о котором мы уже упоминали, и позднее два струнных квартета, Четвертый и Пятый,— серьезные работы, отмеченные печатью яркой индивидуальности. Особенно выделяется своим симфоническим звучанием Пятый квартет, в котором нет и следа «приспособления к слушателям». Напротив, основная тема в нем отнюдь не очевидна и полна яростной внутренней борьбы за самоутверждение, которая — и это характерно для лучших работ композитора — не согласуется со счастливым концом.
Без сомнения, диссонансы в этой пьесе недоброжелатели сочли бы, говоря словами Жданова, «нарушением законов нормального человеческого слуха... плохой, дисгармоничной музыкой», оказывающей «вредное влияние на психофизиологическую деятельность человека». Но ни Жданов (он умер в августе 1948 года), ни Сталин (которому тоже оставалось недолго жить) так ее и не услышали.
И в Скрипичном концерте (во второй части), и в начале Пятого квартета мы впервые встречаем тему-девиз, своего рода музыкальную подпись композитора — буквы DSCH, то есть первые буквы имени и фамилии Шостаковича, и их нотный эквивалент на немецком языке, ноты ре, ми бемоль, до и си. Не забудем, что эта тема впервые прозвучала в то время, когда открыто проявлять свою индивидуальность было для композитора небезопасно. Этот на первый взгляд незначительный штрих говорит о многом, и прежде всего о том, что Шостакович не торопился следовать в своем творчестве воле Сталина. А в Десятой симфонии, написанной сразу после смерти диктатора, этот музыкальный мотив вырастает до победного символа всей симфонии.
Следует отметить, что в этих произведениях композитор начинает относиться ко всей своей музыке как к единому целому, используя образы и мотивы, которым можно придать внемузыкальное значение. (В этом отношении он напоминает Шумана.) Еще одной работой, которую Шостакович написал в 1948 году, но до поры до времени придерживал, был вокальный цикл из еврейской народной поэзии. В нем композитор рассказывает о страданиях простых евреев до революции, а в последних трех песнях, как и положено, радуется вместе с ними тому счастью, которое они обрели в Советской России. Шостакович говорил, что «в наши дни и в нашу эпоху человек, называющий себя порядочным, не может быть антисемитом». Он вспоминал, как эти песни появились на свет.
Предыдущая статья
Следущая статья
Вернуться