Кюи - большой и самобытный русский художник
Кюи очень больно переживал всю чудовищность разрушительной войны, ведущейся вот уже несколько лет наиболее развитыми в культурном и техническом отношении государствами. В своих «Воспоминаниях», над которыми в январе 1917 года он работал по просьбе начальника Инженерной академии генерала А. А. Саткевича (в связи с предстоящим в 1919 году столетним юбилеем академии), Кюи записал следующие свои размышления о событиях, свидетелем которых ему довелось быть: «Мне 82 года. За это время на моей памяти свечи со щипцами, чтобы снимать нагар, и колпачком, чтобы тушить (я их застал еще в родительском доме), превратились в электричество.
Извощичьи дрожки - гитары, нечто в роде маленькой линейки, на которой мужчины сидели верхом, а дамы боком (я на них ездил), превратились в автомобили. Перекладные и дилижансы (я на них ехал четверо суток из Вильны в Санкт-Петербург) превратились в железнодорожные пути.
Ружья с шомполом, заряжающиеся с дула (с ними мы производили строевые ученья), стали скорострельными. Гладкие пушки стали нарезными и тоже скорострельными и колоссальных калибров. Аэростаты, подчиненные силам ветра, подчинили его себе и стали аэропланами, даже бронированными и вооруженными. Линейные парусные корабли превратились в дредноуты. Явилась подводная флотилия, оказалась возможность разговаривать на сотни верст расстояния.
И весь этот чудовищный материальный прогресс совершился в немногие годы. А нравственный прогресс за это же время привел к чудовищной беспощадной бесконечной войне между самыми цивилизованными народами Европы. Точно человечество задалось целью со страшными затратами и усилиями истребить и уничтожить то, что было им же создано с такими же затратами и усилиями. Доживу ли я до более светлых дней? » - этими словами заканчивал свои Воспоминания» Кюи. Почти до самых последних дней жизни Цезарь Антонович, хотя и жаловался на различные склеротические симптомы и усилившуюся физическую слабость, на притупившийся интерес к музыке, все-таки понемногу музицировал за роялем, один-два раза в день выходил из дома.
Последний раз он появился на улице 9 марта. Со следующего дня, как сообщал об этом сын композитора Александр Цезаревич в одном из писем, самочувствие Кюи стало резко ухудшаться, «речь стала менее внятной, и временами он стал заговариваться». Правда, его положение, по мнению лечащего врача доктора Кудрина, не внушало слишком серьезных опасений, однако в последующие дни Цезарю Антоновичу становилось все хуже. Без посторонней помощи он уже не мог передвигаться по комнате, понимать его слова можно было только с большим трудом. В ночь с 12 на 13 марта началась агония, и в 9 часов 30 минут утра Цезарь Антонович скончался (в различных энциклопедиях и справочниках днем кончины композитора неверно указывается 26 марта).
Смерть была вызвана, как установил врач, «кровоизлиянием в мозг». Так завершилась жизнь Цезаря Антоновича Кюи, которому шел 84-й год. Отпевание происходило 15 марта в католической часовне на Васильевском острове, а похороны последнего могикана «Могучей кучки», одного из основоположников «Новой русской музыкальной школы», состоялись на Смоленском лютеранском кладбище, где он был предан земле рядом с Мальвиной Рафаиловной. Похороны вследствие грозных событий, сотрясавших страну, прошли тихо и незаметно. На могилу были возложены венки от Инженерной академии, Русского музыкального общества и Петроградской консерватории, от Мариинского театра и коллектива Музыкальной драмы, где в последние годы ставились оперы Кюи, от друзей и знакомых. В 1939 году прах композитора был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, где он покоится рядом с могилами дорогих друзей по «Могучей кучке»- Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова.
Некрологи и статьи, посвященные памяти выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры, были напечатаны в различных газетах и журналах. «Вчера,- писала в некрологе газета -Петроградский голос" от 14 марта 1918 года,- скончался Цезарь Антонович Кюи, композитор, автор опер -Ратклиф", -Анджело" и целого ряда любимых романсов». «Музыкальное наследство Кюи,- отмечалось в -Русской музыкальной газете",- весьма значительно по размерам и еще ждет своего беспристрастного критика».
В петроградском литературно-художественном журнале «Аполлон», стоящем на позициях символизма и акмеизма, была опубликована большая статья Е. М. Браудо, посвященная памяти композитора и содержащая оценку роли его творчества в русской музыке и анализ произведений Кюи, созданных в различных жанрах. «Его тонкий гармонический вкус,- писал известный критик и музыковед, впоследствии автор целого ряда работ о русской и зарубежной музыке,- воспитанный на образцах западноевропейской романтики, его изысканная фактура, характер его лучших романсов, проникнутых какой-то особенной ясностью созерцания и нежной чуткостью к звуковой душе поэзии, делают знакомство со многими лирическими произведениями Кюи источником музыкального наслаждения, интимного художественного любования». Называя Кюи «элегантным художником мелодии и гурманом звуков», Браудо справедливо указал на значительную роль музыки автора «Русалки» и «Каменного гостя» на формирование творческого облика Цезаря Антоновича, который «должен почитаться прямым наследником Даргомыжского». Материалы, посвященные Кюи, были опубликованы и в других изданиях. В память композитора проводились различные музыкальные вечера и концерты, состоявшиеся в Петрограде и провинции, на которых в исполнении известных артистов прозвучали произведения Цезаря Антоновича.
Постепенно творческое наследие композитора стало все больше уходить в тень, его вокальная и инструментальная музыка все реже звучит в концертных программах, а оперы, может быть за исключением некоторых детских, совершенно не ставятся. Между тем творчество Кюи заслуживает и заинтересованного внимания и широкого распространения, ведь в его лучших произведениях столько подлинной красоты и поэзии, вдохновенного лиризма. Музыкально-критическая и военно-инженерная деятельность Цезаря Антоновича также заслуживают пристального изучения.
Кюи - большой и самобытный русский художник, проживший необыкновенно насыщенную и интересную жизнь. Нет никаких сомнений, что его лучшие творения обязательно найдут путь к широкой аудитории, способной по достоинству оценить музыку замечательного композитора.
Предыдущая статья
Следущая статья
Вернуться