Как родителям раскрыть талант ребёнка
Каждый родитель мечтает максимально раскрыть талант ребёнка, из-за чего в семьях нередко случаются непонимание и конфликты.
Наблюдать и сопровождать.
Талант ребёнка может проявиться в разном возрасте. Однако чаще всего это происходит в период от трёх до шести лет. Именно в это время малыш начинает проявлять активный интерес к какой-либо деятельности. Поэтому чем больше в этом возрасте в поле зрения ребёнка будет разных видов деятельности, богаче и разнообразнее среда, тем интереснее раскроется талант. Об этом «Абзацу» рассказала нейропсихолог, психолог Дехтерёва Наталия.
*** "Взрослым нужно помогать ребёнку расширять кругозор чем-то новым, но в формате эксперимента – без ожидания, что он это полюбит. Вы не заставляете, а будто бы включаетесь с ним в совместную игру и сами испытываете интерес. Сейчас большое количество кружков, построенных в игровом формате. Необходимо обсуждать это с ребёнком, поддерживать и поощрять его интересы", – говорит Наталмя Дехтярёва.
Пользуясь уникальным случаем, рекомендуем тренинги киев, со скидкой 45%, а также корпоративные тренинги по продажам украина, и страны снг.
Какие качества присутствуют у способного (одаренного) ребенка? Или если вы решили вырастить гения…
Каждый ребенок по-своему талантлив, и в его развитии роль родителей является определяющей. Верна позиция того взрослого, который считает, что его ребенку многое дано. Очевидно, что ребенка обязательно надо поощрять и хвалить, так как он должен испытать радость познания, но делать это надо без преждевременного «навешивания» на него каких-либо ярлыков. Опыт работы с детьми и родителями показывает, что последние чаще всего допускают следующие ошибки: сравнивают своих детей с собой или с другими («а я в твоем возрасте» или «вот Петя»), забывая, что, прежде всего, надо анализировать и сравнивать успехи или неудачи самого ребенка и относиться к нему как к загадке, которую важно разгадать, увидеть логику развития внутреннего роста. Если же родители обнаружили у своего ребенка, как им кажется, невероятные способности, нужно «подтолкнуть» ребенка к их развитию самим или с помощью педагогов детского сада, школы для одаренных детей, где обучение строится на основе развивающих программ и где осуществляется личностно-ориентировочный подход.
Какие качества присутствуют у способного (одаренного) ребенка:
- Любознательность (познавательная потребность). Жажда интеллектуальной стимуляции и новизны. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасаемой исследовательской активности.
- Сверхчувствительность к проблемам. "Познание начинается с удивления тому, что обыденно" (Платон). Проявляется в способности выявить проблемы, задавать вопросы.
- Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении и учебных, и жизненных задач.
- Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) "строить" сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
- Способность к оценке. Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
- Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
- Способность рассуждать и мыслить логически. Определяет способность ребенка к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умению стройно излагать свои мысли.
- Настойчивость (целеустремленность). Это стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
- Требовательность к результатам собственной деятельности. Ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Как выбрать направление развития способностей ребенка?
Например, вы решили, что Вашему ребенку надо заниматься живописью или рисованием. Вы хотели бы открыть для него прекрасный мир искусства. Возможно, что ваше чадо часто уединяется, рисует, что-то шепчет себе под нос. В любом случае, если ребенок увлекся рисованием, у него должна быть возможность подольше находиться в этом удивительном пространстве собственной фантазии! "Почему это нужно?": спросите вы. "Может быть, наш ребенок не станет художником по профессии? Зачем ему это?" А потому, что изобразительное искусство - средство для открытия и познания самого себя, а также для формирования своего собственного мнения, своего вкуса и своего стиля. Возможно, Ваш ребенок не станет художником по профессии, но сам процесс прикосновения к искусству, особая внимательность к цвету, линии, перспективе, характеру - это не может не оказать влияния на характер формирующейся личности.
Пусть он не будет создавать сам, но сможет увидеть и оценить красоту и гармонию созданную другими - жизнь такого человека богаче и многограннее. Кстати, художественные способности Вашего ребенка могут быть применены во многих областях промышленности и культуры. Посудите сами: технический дизайн, компьютерная графика, архитектура, книжная иллюстрация, фотография, театр, мода! А выбор профессии зачастую начинается с раннего детства. Развить способности ребёнка, помочь научиться ими пользоваться, - это и есть задача наша с Вами, взрослых. Чтобы научиться изобразительному искусству, надо научиться образно мыслить. Это основное, что дети заберут с собой в свою жизнь.
Как действовать взрослым – что когда развивать?
Что и как развивать у младенца (до 1 года)? Психо-моторные функции, умения владеть своим телом (держать голову, сосредотачиваться, поворачиваться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить и пр.) через стимулирующие упражнения, гимнастики, массажи, плавание, подвижные игры. Общаться с родными взрослыми, развивать речь (доречевые и первые речевые формы разговора – от гуления и гукания к слогам и словам) через разговор, чтение книжек, пение песенок, пальчиковые игры и пр. Мышление и осведомленность, знакомя с окружающим миром, показывая и называя предметы вокруг, давая трогать и манипулировать ими, объясняя смысл действий и др. Знакомить с предметами ближайшего окружения и изучать их назначение (ложка, расческа, зубная щетка, горшок, предметы одежды и обуви, мебель и др.), развивая первые навыки самостоятельности. Эмоции и чувства через свои и его реакции и называние их (радость, обида, спокойствие, гнев и др.). Знакомить с игрушками, способами игры с ними, играя вместе с родными взрослыми.
Что и как развивать в раннем возрасте (с 1-3 лет)? Знакомство с окружающим миром (моя семья, мой дом, моя одежда и обувь, части тела, игрушки, домашние животные, посуда, мебель, виды транспорта и др.) через чтение, рассматривание картинок, наблюдение, игру, общение и манипулирование с предметами. Мелкая моторика (пересыпания, переливания, перекладывания, вкладывания, нанизывания, просеивание, открывание-закрывание, откручивание-закручивание, упорядочивание, складывание по порядку, части-целое, разрывание бумаги и пр.). Пальчиковые игры. Знакомство с цветом (цвета радуги), формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), размерами (большой-маленький, широкий-узкий, толстый-тонкий и др.). Знакомство с печатными буквами (алфавит) и цифрами (от 1 до 10). Знакомство с веществами и материалами и способами действий с ними (вода, песок, дерево, металл, резина, пластмасса, ткань и пр.) Мышление (действенно-практическое) – части-целое, сериации, простые классификации, обобщения, причинно-следственные связи. Навыки режиссерской игры (вождение машинки, строительство дома из кубиков, укладывание куклы спать, готовка обеда для куклы и пр.). Речь (читаем сказки, стихи, и пр., слушаем аудио записи). Умения рисовать (восковыми мелками, пальчиковыми красками, карандашами), лепить (тесто, пластилин, глину). Музыкальные и танцевальные способности (поем вместе со взрослым и танцуем под музыку, чувствуем ритм, высоту и длительность звука, знакомимся с музыкальными инструментами – барабан, дудочка, ксилофон, пианино и др., извлекаем из них звуки). Физические способности (делаем зарядку, осваиваем навыки уверенной ходьбы, бега, прыжки, спускания-поднимания по лестнице, плавания; изучаем велосипед, самокат, шведскую стенку, горку, игру с мячом и пр.). Самостоятельность (учимся одеваться, обуваться, умываться, есть, мыть посуду, стирать, убирать игрушки, помогать по дому). Взаимодействие с незнакомыми взрослыми и со сверстниками (учимся общаться с помощью взрослого: здороваться-прощаться, давать и просить игрушки, выслушивать просьбы и просить, ждать своей очереди, играть вместе, уступать, соглашаться и отстаивать свое мнение и пр.)
Предыдущая статья
Следущая статья
Вернуться