Андрей Макаров и Игорь Шувалов решили заработать на лотереях
Комитет Госдумы по бюджету и налогам на этой неделе должен рассмотреть поправки к получившему скандальную известность федеральному закону "О лотереях". Текст Андрей Красавин. Иллюстрации Юрий Реука.
Первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов еще в ноябре 2012 г. поручил Минфину и Минэкономразвития подготовить предложения, которые запретили бы проведение любых лотерей, кроме государственных и стимулирующих. Но министерства не могут договориться. В Минэкономразвития утверждают, что новый документ сделает рынок прозрачным и наведет на нем порядок, в Минфине полагают, что подобный подход убьет этот бизнес. "Ко" попытался разобраться, кто выиграет и проиграет от принятия нового законопроекта.
Миллиард в активы
Логика чиновников понятна. После прикрытия в стране игорного бизнеса многие компании лишь сменили вывеску, замаскировавшись под лотереи, а суть осталась прежней. "Администрировать игорный бизнес было невозможно, поскольку все были в доле. Думаю, с лотереями происходит то же самое, - рассуждает глава Национальной резервной корпорации Александр Лебедев. - Злоупотребления просто так не прекратить". По его мнению, на рынке должно остаться несколько высокорепутационных частных структур и государственный бизнес.
"Рынок полностью непрозрачен и не регулируется. Каждая новая частная лотерея - забирает деньги у государственной, и дискредитирует ее идею, - говорит представитель Игоря Шувалова, 30% "лотерей" - на самом деле маскировка деятельности игровых автоматов. Правоохранительные органы каждую неделю находят подобные лотереи".
Статистика действительно неутешительная. С июля 2009 г. правоохранительные органы закрыли более 40 000 незаконных игорных заведений, работавших под видом лотерейных клубов. Но в данном случае чиновники пошли по пути наименьшего сопротивления. Вместо того чтобы ужесточать контроль и ответственность за незаконную деятельность, они решили просто монополизировать бизнес, сделав его исключительно государственным. Муниципальным, негосударственным и региональным государственным лотереям будет разрешено доработать до 1 июля 2014 г. Полномочия по организации лотерей останутся только у Минфина (бренд "Спортлото") и Минспорта ("Гослото"). У третьей государственной лотереи "Победа" (организатор - "Спецстрой"), также подпадающей под запрет, лицензия заканчивается в июле 2015 г. Но ей могут позволить доработать, вопрос еще обсуждается. В "сухом остатке" закрытие всех негосударственных лотерей и фактическое недопущение к конкурсу на проведение гослотерей не только мелких, но и средних игроков. Судите сами. "Минимальный размер уставного капитала оператора государственной лотереи устанавливается в сумме 100 млн руб. В оплату (...) могут быть внесены только денежные средства (...) и не могут быть использованы заемные, - говорится в проекте поправок к закону, - стоимость чистых активов (...) не может быть менее 1 млрд руб.". "Оператор формально избирается на открытом конкурсе, но требования к нему, по сути, исключают само понятие конкуреции", - сетует гендиректор компании "Интерлот" (лотерея "Золотой ключ") Александр Зибров. По его словам, проведение такого конкурса ограничивает или вовсе устраняет конкуренцию, а значит, может и должно являться предметом изучения со стороны Федеральной антимонопольной службы. Глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров не стал комментировать "Ко" предлагаемые поправки, объяснив это тем, что "документ еще находится в работе". Представитель Игоря Шувалова разъяснил "Ко", что главная задача - вывести лотерейный бизнес из тени. "Как и в истории с игорным бизнесом, сначала будут определены общие правила игры, разработана методология, и далее надо работать над созданием цивилизованного бизнеса лотерей", - говорит собеседник "Ко".
Выпадающие доходы
Первый аргумент, который приводят чиновники в борьбе с негосударственными лотереями, - потери бюджета. В 2012 г. продажи тиражных лотерей составили около 10 млрд руб. Сколько продается моментальных лотерей, подсчитать невозможно, но участники рынка утверждают, что примерно столько же. Получается 20 млрд руб. Для сравнения: выручка австрийской Austrian Lotteries в 2011 г. составила 2,9 млрд евро (около 120 млрд руб.), а испанская Loterias в 2012 г. выплатила победителям 2,3 млрд евро (около 86 млрд руб.). Выходит, в России этот сегмент ничтожно мал.
Как устроен данный бизнес, вернее структура его доходов? Призовой фонд любой отечественной лотереи составляет не менее 50% от оборота тиража, 20% - это затраты на реализацию через сеть, еще 20% - расходы на производство, проведение лотереи. В этих 20% спрятана и прибыль. Последние 10% - целевые отчисления на социальные проекты, прописанные в условиях лотереи. Но это только для негосударственых лотерей. На государственные лотереи это положение не распространяется. Отчисления могут составлять и 2,5%, как в гослотерее "Победа", и 5%, как в "Гослото". Разницу в размерах отчислений государственных и негосударственных лотерей объясняет маленькая поправка к статье 12 закона "О лотереях", принятие которой в 2010 г. неожиданно совпало с началом роста продаж "Гослото".
Читать полностью>>Предыдущая статья
Следущая статья
Вернуться