Новые проекты переработки воронежского мусора будут презентованы в парламентском центре 22 апреля. Если раньше городские и областные власти о мусоре говорили долго и охотно (и при этом мало что делали), то на сей раз подготовка к слушаниям почему-то идёт в обстановке секретности. Появилась информация о том, что речь будет идти о спорном ноу-хау – строительстве мусоросжигательного завода, сообщает «Мое!».

Руководитель областного управления по экологии и природопользованию Надежда Стороженко в беседе с «МОЁ!» эту информацию не подтвердила, но и не опровергла, сославшись на то, что обсуждение будет долгим – свои проекты чиновникам и экологам, по её словам, представят семь инвесторов, в том числе два иностранных.

Цена отброса

Руководитель управления Роспотребнадзора Михаил Чубирко рассказал, что по его информации, рассматриваться будут проекты переработки, включающие в себя, в том числе, и термическое уничтожение отходов.

— Я буду настаивать не на сожжении, а в первую очередь на переработке, — обещает Михаил Чубирко. – Сегодня до 60 % бытовых отходов составляет упаковочный материал – металл, пластик, стекло. Всё это можно использовать вторично.

Начальник отдела экологического контроля управления Росприроднадзора Елена Кузнецова также подтвердила, что по её информации, на слушаниях будут обсуждаться в том числе и проекты сжигания мусора, и добавила, что, по её мнению, это не лучший способ уничтожения отходов. Но уточнила, что в любом случае принятый на слушаниях проект должны одобрять не участники слушаний, а госэкспертиза.

В любом случае интерес инвесторов к воронежскому мусору говорит о том, что в нём кроются деньги.

Мусор волнуется раз, мусор волнуется два…

Воронеж выбрасывает более 2,5 млн. кубов мусора в год. Сейчас его вывозят на полигон в Семилукском районе, который эксплуатирует МКП «По обращению с отходами». Качество захоронения мусора на этом полигоне не выдерживает никакой критики. На днях по ходатайству управления Роспотребнадзора суд приостановил работу полигона до 20 апреля.

— В грунтовых водах в районе полигона концентрация вредных веществ в десятки, а по некоторым показателям в сотни раз превышает предельно допустимую, — рассказывает Михаил Чубирко.

По словам Елены Кузнецовой, причина в том, что полигон не был принят в эксплуатацию в установленном порядке. Карьер для будущего полигона был готов в 1993 году. Экологическая экспертиза проект не одобрила – в частности, из-за того, что на полигоне не была предусмотрена система изоляции (из-за чего позже вредные вещества и попали в воду). Но администрация города волевым решением всё же ввела полигон в эксплуатацию. В результате уже в 1998 году там начали фиксировать первые превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ. МКП в основном отделывалось штрафами. Но нужно ли в этом случае переходить именно к сжиганию мусора?

Почему в Москве отказались от сжигания мусора

О том, что захоронение мусора не самый лучший вариант, говорят давно и не только в Воронеже. Ещё совсем недавно правительство Москвы всерьёз рассматривало проекты сжигания отходов.

«Но сейчас, с учетом мнения населения, мы от этого отказались и отработали схему, чтобы строить мусороперерабатывающие заводы», — заявил недавно вице-мэр Москвы Пётр Бирюков.

Против строительства мусоросжигательных заводов (МСЗ) выступили сразу несколько экологических движений, в том числе и «Гринпис». МСЗ выбрасывает в атмосферу (при современных системах очистки – в небольших количествах) диоксины, химические вещества, которые, однажды попав в организм, оттуда уже не выводятся.

— Когда счёт идет на единицы молекул, система очистки, какая бы она хорошая ни была, не работает, полагает вице-президент «Российского Зеленого Креста» Александр Чумаков, — Если хоть одна молекула проскочила, значит, она убийца и ждёт свою жертву. А диоксины из организма не выводятся.

Ещё один аргумент «зелёных» в том, что из тонны сожжённого мусора, по их словам, образуется примерно 200 килограммов высокотоксичной золы, которую на обычный полигон ТБО уже не выбросишь.

Работа полигона ТБО в Воронеже наглядно продемонстрировала, что штрафы, которые проверяющие органы накладывают на МКП «ПОО», ситуацию не меняют. Где гарантия, что эти органы заставят работать по правилам мусоросжигательный завод? Увы, даже проверяющие признаются, что не могут её дать.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ЗА

Надежда Сотороженко, руководитель областного управления по экологии и природопользованию

— С экологической точки зрения, термическое обезвреживание наносит природе меньший ущерб, чем захоронение. Но! Важным условием здесь является правильная термическая обработка при наличии системы очистки и доочистки выделяющихся газов. В Вене, например, 10 мусоросжигательных заводов на основе современных технологий находятся в черте города, в каждом административном районе. В любом случае, каким бы не было решение в отношении с отходами, оно должно быть максимально безопасным для человека

ПРОТИВ

Валентин Батищев, заместитель директора по охране окружающей среды МКП «Производственное объединение по обращению с отходами»

— Мусоросжигательные заводы – давно устаревшая и крайне опасная форма обращения с отходами. Такие заводы – источник загрязнения воздуха, воды, почв, это огромные затраты на строительство и эксплуатацию, это потеря, а не производство энергии. Кстати, сжигание — самый дорогой метод по борьбе с отходами – примерно в 3-7 раз дороже любого другого метода. Выходит, что затраты на сжигание никогда не окупятся, а тарифы за вывоз мусора будут постоянно расти.

...