ШамаринК 1 января 2016 г. согласно 44-ФЗ правительство должно принять постановление о порядке проведения общественных обсуждений госзакупок. До тех пор Минэкономразвития и регионы России могут устанавливать подобные механизмы по своему усмотрению.

Напомним, одной из центральных тем состоявшегося в ноябре второго «Форума действий» ОНФ стало обсуждение экономии бюджетных средств при госзакупках.

 Вопрос о введении общественных слушаний госзакупок в частности был поднят в рамках площадки «Общество и власть: прямой диалог» 17 ноября и теперь будет обсужден в рамках расширенных заседаний штабов ОНФ.

Кроме того, 25 ноября на расширенном заседании Воронежского штаба ОНФ, в котором приняли участие его члены и сопредседатели, были подведены некоторые итоги, достигнутые проведёнными слушаниями, а также намечены дальнейшие конкретные действия.

 

К 1 января 2016 г. согласно 44-ФЗ правительство должно принять постановление о порядке проведения общественных обсуждений госзакупок. До тех пор Минэкономразвития и регионы России могут устанавливать подобные механизмы по своему усмотрению.

 

Воронежская область стала одним из 11 регионов, которые воспользовались правом проводить общественные слушания для закупок ниже 1 млрд руб. В то время как Минэкономразвития определило необходимость проведения общественных слушаний только для закупок свыше 1 млрд руб.

 

 

О том, как в нашем регионе реализуется проверка исполнения государственных и муниципальных контрактов, о существующих нарушениях и о том, какие усовершенствования необходимо внести,  рассказал сопредседатель ОНФ в Воронежской области Вячеслав Шамарин.

 

По его словам, преимущественная часть сомнительных закупок, выявленных активистами проекта «За честные закупки», касается вопросов нормирования.

«20 октября вышло новое постановление правительства Российской Федерации о порядке определение нормативных затрат на обеспечение функций органов власти. Присутствуют также примеры работы активистов в направлении снижения в регионах порога минимальной цены закупки, начиная с которой, в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения. Помимо этого, необходимо обеспечить на качественном уровне общественный контроль за исполнением контракта»,-подчеркнул Шамарин.

 

 

Он рассказал, что в соответствии с ч.3 п.3 статьи 102 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимо обеспечить независимый общественный контроль закупок и результатов исполнения контрактов. Это направление работы было подсказано самими опытными участниками рынка закупок со стороны поставщиков.

 

«Данная мера является актуальной, поскольку огромное количество нарушений происходит именно при исполнении контрактов. Например, допустим, что по результатам проведения аукциона, контракт был заключен с поставщиком, предложившим минимальную цену, «ниже рынка». Поставщик доставил некачественный товар, а у заказчика, не заложено средств на экспертизу. Он предлагает поставщику заменить некачественный товар, тот соглашается, но весь товар он не поменяет, поскольку не будет работать «в минус»»,- рассказал Вячеслав Шамарин.

 

Таким образом, говорит «фронтовик», условия контракта на деле не выполнены. Поставщики понимают, что у заказчиков порой нет средств и времени на экспертизу и зачастую демпингуют на торгах, рассчитывая на то, что договорятся. Еще одно возможное нарушение, которое выходит за рамки контрактной системы, – это следующее за неполным исполнением контракта в предыдущем примере  неполное исполнение государственным заказчиком своих функций.

 

«Если заказчик недополучил, например, часть продуктов питания, он не сможет обеспечить в течение положенного срока сбалансированное меню. Решением данной проблемы могло бы стать проведение независимого мониторинга исполнения контрактов. Увеличение средств на независимую экспертизу, в особенности там, где это касается здоровья детей –  в образовательных и лечебных учреждениях, позволило бы устранить «недобросовестных» поставщиков с рынка госзакупок. Необходимо сделать экспертизу часто применяемой мерой»,- подчеркнул Шамарин.

 

Стоит отметить, что  активистам ОНФ из регионов, где процедура общественных слушаний еще не введена, предстоит, прежде всего, определить предмет закупок (обсуждать ли все тендеры или только социально значимые). Активисты также должны будут выбрать сам механизм обсуждения. В регионах, где процедура введена, предусматривается не только очно-заочная форма проведения, но и двухэтапная система обсуждения (очная и заочная).

 

 

 

...