ХодорковскийНовое, уже третье по счету уголовное дело ЮКОСа, которым сейчас занимается российское следствие, напрямую затрагивает бывших топ-менеджеров этой нефтяной компании, живущих за рубежом. Среди них — бывший финансовый директор Брюс Мизамор, бывший президент ЮКОСа Стивен Тиди, специальный советник по управлению компанией Дэвид Годфри, а также директор Group Menatep Ltd Тимоти Осборн.

Статус Михаила Ходорковского по этому делу пока не определен, обвиняемым он не проходит. Но ему все-таки могут предъявить обвинения, и в этом случае экс-главе ЮКОСа будет грозить до семи лет заключения, рассказали ИТАР-ТАСС и «Интерфаксу» осведомленные источники.

Их комментарии последовали за газетными статьями в понедельник, где излагаются подробности нового дела и строятся догадки о том, в чем именно могут обвинить Ходорковского.

Собеседники информагентств подтвердили, что речь идет об отмывании за границей более 10 миллиардов долларов, похищенных, по мнению следствия, экс-руководителями ЮКОСа до 2005 года. Эти средства не входят в сумму хищений, которая инкриминировалась фигурантам «второго дела ЮКОСа». Ходорковский и бывший глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев были приговорены по нему к 14 годам колонии. Позже наказание им было смягчено до 11 лет, затем снижено еще на два месяца. В итоге Лебедев должен выйти на свободу в мае 2014 года, Ходорковский — в августе 2014 года.

Как следует из материалов дела, подозреваемые вступили в сговор с целью присвоения зарубежных активов ЮКОСа. При этом, по мнению следствия, им было достоверно известно, что одной из компаний, учрежденных ЮКОСом в Голландии, принадлежит часть акций ряда зарубежных фирм. С целью завладения этими акциями в апреле 2005 года Тиди зарегистрировал в Нидерландах специальный фонд и назначил на должности его директоров себя, Мизамора, Годфри и Осборна, поведали источники ИТАР-ТАСС.

Таким образом, в их распоряжении оказались активы на сумму более 10 миллиардов долларов в виде денежных средств, еврооблигаций, облигаций предприятий, акций промышленных предприятий, портфельных вложений в различные зарубежные фонды и денежные средства, находящиеся в доверительном управлении в трастах и зарубежных банках.

«В дальнейшем в целях сокрытия незаконного происхождения похищенного имущества часть этих акций была реализована другим зарубежным компаниям», — сообщили источники. Они пояснили, что «уголовное дело о легализации преступных доходов расследуется в рамках основного дела ЮКОСа».

У «третьего дела» истекает срок давности

Собеседник ИТАР-ТАСС напомнил, что еще в 2011 году в рамках этого «основного дела» были объявлены в международный розыск 18 человек из числа бывших топ-менеджеров и акционеров компании, в том числе Владимир Дубов, Александр Темерко, Владислав Чернышев, Ирина Голубь, Леонид Невзлин, Алексей Леонович, Михаил Брудно и другие.

«К сожалению, зарубежные коллеги не идут на сотрудничество по этому делу, и подозреваемым невозможно предъявить обвинение», — посетовал один из источников «Интерфакса», говоря о подозреваемых по «третьему делу ЮКОСа».

Источник указал при этом, что срок давности по «третьему делу» истекает в 2015 году. «В августе 2006 года из большого дела ЮКОСа, возбужденного в 2003 году, было выделено новое уголовное дело по статье 174.1 (Легализация средств, добытых преступным путем в особо крупном размере, совершенная организованной группой), а также статье 160 (Присвоение вверенного имущества) УК РФ», — рассказал он. Первая статья предусматривает наказание до семи лет лишения свободы и относится к категории тяжких. «По второй статье, скорее всего, дело будет прекращено за истечением срока давности», — добавил источник.

Он сообщил, что, по версии следователей, часть похищенных средств была использована для финансирования изменений в российское законодательство, направленных на его либерализацию. «До этих изменений по статье «легализация» Михаилу Ходорковскому грозило до 22 лет лишения свободы, так как преступление относилось к категории особо тяжких. После либерализации закона санкция была снижена до 13 лет», — сказал собеседник агентства.

По мнению следствия, руководители ЮКОСа использовали свои финансовые ресурсы для оплаты различных экспертиз, цель которых — показать необоснованность предъявленных обвинений.

В свою очередь адвокат Ходорковского Вадим Клювгант сообщил, что сторону защиты ни о чем не уведомляли, и никакой информации о том, что в отношении Ходорковского расследуются еще какие-либо дела, и других процессуально значимых сведений у него нет.

Отметим, то, что источники называют «основным делом ЮКОСа», защита Ходорковского расценивает как базовое, или «материнское» (по выражению самих прокуроров) дело, от которого следствие при необходимости отпочковывает те или иные эпизоды и создает из них отдельные дела. Таким образом, считают адвокаты, «материнское» дело стало фактически неисчерпаемым источником для все новых обвинений и гарантией того, что Ходорковский еще долго будет оставаться за решеткой.

...