1Недавно в Воронеже побывал самый, пожалуй, известный клоун нашей страны Вячеслав Полунин, известный по образу Асисяя, а также знакомый воронежцам своим известным «Снежным шоу», которое не раз привозил в наш город. На сей раз создатель известного в свое время шоу «Лицедеи» прибыл в столицу Черноземья не с гастролями, а с частным визитом. Его пригласил и.о. ректора Воронежской академии искусств Эдуард Бояков, который имеет на Славу Полунина определенные планы. Как выяснилось, господин Бояков планирует приглашать главного лицедея страны на мастер-классы в академию искусств, причем и.о. ректора хочет сделать эти визиты регулярными.

Мы встретились с Вячеславом Ивановичем у Воронежского концертного зала. Впрочем, отчество в обращении к Полунину редко кто применяет, он до сих пор, несмотря на преклонный возраст (главному клоуну страны в июне исполнилось 63 года, — Прим. Авт.) просит называть себя Славой. «Я ощущаю себя ребенком — каким был 60 лет назад, таким и остался. Единственное, борода мешает иногда, да на ступеньки трудно забегать. А в душе я как был мальчишкой, так и остался», — улыбается Полунин.

— Вас называют гением клоунады. Вам этот «статус» что-то дает?

— Да, с ним я ощущаю себя гораздо комфортнее. Слава богу, власти помогают. Без титула помогали бы меньше.

— А ответственность какая-то есть?

— Ответственности никакой, а помощь хорошая.

— У вас множество наград, а есть какая-то наиболее ценная для вас?

— У меня целый наборчик любимых наград. Королева Дании дала мне награду — называется Посол Андерсена в России. Мексиканцы дали мне Премию Луны. В Петербурге назвали Королем карнавала. А недавно меня назвали послом дельфинов на земле, теперь я должен раз в 2-3 месяца летать в разные точки мира и встречаться с дельфинами.

— Кстати о животных… Вы возглавляете питерский цирк на Фонтанке, а с ним совсем недавно был связан громкий скандал, связанный с жестокой дрессурой животных. Насколько я знаю, защитники животных даже попросили вас убрать все номера с животными…

— Традиций дрессуры в России издавна очень много. Я теперь являюсь представителем государственной системы, и не могу руководствоваться лишь своими желаниями. Поэтому я в своем цирке я создал пресс-клуб, и теперь каждый месяц в кофеюшке мы проводим встречи с журналистами, обсуждаем всякие дела, связанные с тем, что происходит у нас, в городе. Я хочу, чтобы не было слухов, а были только достоверные вести. Пресс-клубу я дал задание – расспросить как можно больше людей о том, что на их взгляд больше всего нужно Питеру, какой цирк. Пусть выскажут свое мнение, обозначат все плюсы и минусы. Так что, каким будет цирк в Питере, я пока не знаю — сейчас я его ставлю на ремонт. Надеюсь, он будет прекрасен. А что будет внутри, посмотрим. За год-два, пока он будет ремонтироваться, я планирую несколько спектаклей сделать, и уже открыться ими.

— Почему вообще вы согласились возглавить цирк на Фонтанке? Вам дают возможность делать то, что вы считаете нужным?

— Я всегда делал то, что считаю нужным, у меня в жизни никогда по-другому и не бывало. А почему согласился? Да просто стало интересно. Я люблю всякие авантюры. Это же так интересно делать то, что невозможно. Иначе жизнь становится пресной. А цирк — это очень сложное дело. Там веками сложившиеся традиции. Это такое государство в государстве. И мне просто очень интересны эти люди. И общение с ними, и попытки им предложить какие-то новые идеи…

— А клоунаде вообще можно научить?

— Как и в любом деле, здесь сначала требуется талант. И если он есть от Бога, то стоит уже прикладывать усилия. Тогда уже успех будет зависеть от приложенного труда и упорства.

— Как вы вообще оцениваете положение российского цирка на сегодняшний день?

— С русским цирком все в полном порядке, если говорить о профессии. Вообще самые лучшие профессиональные цирки в мире – китайский и русский. Другое дело, что режиссеров не хватает, концепторов. Продюсерам не хватает креатива, споэтому нужны люди, которые возьмут наших прекрасных мастеров, и умело преподнесут их номера. В красивой обертке. Что, собственно, и сделал цирк Дю Солей. Вы в курсе, что 50% артистов цирка Дю Солей — наши русские парни, которым просто сделали красивые номера. Ни один цирк в мире пока не в состоянии такого добиться. Это хорошо, что есть цирк Дю Солей – появилась какая-то конкуренция, наши сразу стали делать хоть что-то. Чтобы люди ходили в цирк, из каждого номера нужно сделать конфетку!

— Виктория Тьере-Чаплин с детства мечтала быть клоуном, а ее отец Чарли Чаплин был против. Как вы считаете, почему? Этот жанр считается не достаточно высоким?

— Потому что она как-то сказала отцу, что есть намного смешнее клоуны. Например, Лорен Харди. И Чаплин на дочь очень сильно обиделся. Он сказал: «Я не буду тебе помогать в клоунаде, потому что ты считаешь, что я не самый веселый клоун». Но это все байки, а кто знает, как было на самом деле? Я рад, что хоть внучки Чаплина наконец появились на горизонте. Я с удовольствием хожу на все их спектакли. А что касается жанра… Я считаю, что клоунада — великое искусство. Сейчас, правда, вся жизнь превратилась в клоунаду. Клоунада нынче совсем другого уровня — она уже во всем.

— Может, стоит ввести такой предмет в институтах?

— Конечно! Вот ко частенько подходят какие-нибудь парнишки, и говорят: «Я тоже хочу стать клоуном!» Я спрашиваю: «Зачем?» «А чтоб быть веселым среди друзей», — отвечают. И это хорошая цель, замечательная.

Марина Хоружая,
Фото автора

...