28 марта член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, почетный президент Молодежного правозащитного движения Андрей Юров совершил поездку по Новохоперскому району.

Новохоперск — это регион, который в связи с попытками начать разработки территории по медно-никелевым месторождениям вызвал широкий протест населения. Именно поэтому он и привлек внимание Совета по правам человека при Президенте РФ. Совет уже заявил свою позицию и высказался о необходимости проведения местного референдума по Новохоперскому району. Данная рекомендация была направлена губернатору Воронежской области Гордееву еще в прошлом месяце, однако ответ на нее до сих пор не получен. В документе от 14 февраля 2013 года (исх. № А 609-251), за подписью Председателя совета Михаила Федотова говорится об обеспокоенности, вызванной растущим напряжением в регионе, и референдум предложен как наиболее демократичный способ выхода из сложившейся ситуации.
Во время своей поездки в Новохоперск Андрей Юров посетил территорию Еланского медно-никелевого месторождения и провел встречи с экоактивистами и представителями казачества Черноземья. Также прошла встреча с прокурором района Сергей Беленко, начальником отдела МВД по Новохоперскому району Александром Куликовым. Попытка встретиться с главой района не привела к успеху: на запертых дверях администрации висела табличка «вход закрыт», телефон самого Виктора Петрова оказался недоступен после первого же звонка.

В ходе общения с активистами из Новохоперска Андрей Юров предложил ряд мер по самоорганизации и правовой поддержке их деятельности. Среди прочего было решено подготовить заявления в правоохранительные органы о возбуждении социальной розни со стороны представителей районной администрации, а также рекомендовать проверить Устав Новохоперского района на соответствие законодательству и Конституции РФ.

Андрей Юров, говоря о своей поездке в Новохоперск, отметил: «Сейчас люди очень озабочены разными видами несправедливости, которые происходят в их жизни, и практически доведены до отчаяния. И Хопер — не первый тому пример. Но не стоит забывать, что, как только люди теряют веру в справедливость, они берутся за вилы. Говоря про справедливость, я имею в виду соблюдение элементарных фундаментальных прав человека и хотя бы какое-то верховенство права, когда от правоохранительных органов и судов можно ожидать какую-нибудь защиту. То есть, справедливость как функция прав человека. И в этой ситуации местные власти должны понять, что у них есть только такой выбор: либо начинать восстанавливать систему справедливости, либо люди возьмутся за вилы. Но власти, видимо, этого не видят. Ведь абсолютно то же самое происходит в Чечне и других конфликтных регионах — это одна проблема, которая имеет разные формы проявления».

...