20130207_113257В Воронеже состоялось первое исследование открытости органов государственной власти для граждан («контрольная закупка открытости») в рамках контроля деятельности и открытости для граждан парламентских представителей граждан, организованное Ассоциацией «ГОЛОС» в Воронеже и представителями СМИ (Портал credo.ru). В рамках исследования были посещены Воронежская областная Дума и Воронежская городская Дума. Результаты не впечатлили гражданских контролеров.

При посещении отмечалось наличие следующих элементов открытости и доступности, предусмотренных ст.16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»: наличие места приема граждан, размещение графика приема граждан, размещение информации о порядке приема граждан, наличие информации о порядке приема обращений от граждан. Кроме того, выяснялся порядок присутствия граждан на заседаниях.

Приемная Воронежской областной Думы имеет места, где граждане могут ожидать приема, а информационные стенды содержат всю необходимую информацию. Достаточно странным оказалось то, что представитель канцелярии Воронежской области запретил снимать себя во время беседы с Координатором Ассоциации «ГОЛОС» в Воронеже, не называя при этом причин ограничения видеосъемки.

Однако, в Воронежской городской Думе участники исследования столкнулись с более интересной ситуацией. Как оказалось, в Воронежской городской Думе, как таковой, приемной нет. Граждане были вынуждены ожидать порядка 20 минут, пока к ним спустится представитель ГорДумы. Изучаемый гражданами журнал с фамилиями, должностями и внутренними телефонами Воронежской городской Думы, был сфотографирован, что привело к заминке со стороны охраны и попытке ограничения фотосъемки. Спустившиеся представители ГорДумы разъяснили, что граждане, которые приходят на прием, звонят по внутреннему телефону и направляются к конкретному чиновнику, к которому пришли, а вся необходимая информация о порядке и графике приема граждан расположена в организационном отделе. Наличие данной информационной участникам исследования продемонстрировано не было. Стало известно, что почти все депутаты Воронежской городской Думы принимают избирателей в других местах, при этом представители ГорДумы сообщили, что осенью появится приемная, где все депутаты будет принимать граждан по установленному графику.

Что касается порядка посещений гражданами заседаний парламентов, то было установлено следующее: Воронежская областная Дума открыта для граждан, у которых есть возможность посещать заседания комитетов ОблДумы, общественных слушаний, а также просмотреть видеотрансляцию некоторых заседаний. Как заявил представитель ОблДумы: «Дума – не место для прогулок».

При наличии элементов открытости достаточно уверенно можно говорить о недостаточном уровне доступности для граждан. И причины лежат на поверхности.

Во-первых, в соответствии со ст.15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц) на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами. Термин «присутствие» означает «Пребывание, нахождение в каком-нибудь месте». Таким образом, в федеральном законе сказано, что граждане могут присутствовать физически на заседаниях парламентов. В данном случае, видеотрансляция заседаний является в какой-то степени мерой, согласно которой реализуется право на нахождение. С другой стороны, государство, предоставив такое право, регламентацию отдало на усмотрение этих же органов, и, в данном случае, мы можем получить «право без права».

Проанализировав основные документы, регламентирующие сферу взаимодействия парламентариев и граждан в Воронежской области, можно выделить несколько моментов:

1. Устав Воронежской области предусматривает право на участие жителей Воронежской области в парламентских слушаниях.

2. Парламентские слушания не являются, все-таки, рабочими заседаниями Думы и назначаются специально для общественного обсуждения вопросов. Таким образом, говорить, что через посещение парламентских слушаний граждане реализуют право на присутствие на заседаниях парламента достаточно сложно.

3. Имеющиеся документы регулируют вопрос посещения специально назначаемых публичных слушаний, но не заседаний, где гражданин, присутствуя, может увидеть, как работает парламент и его представитель.

Открытость депутатов и парламента является важным элементом правового государства, поскольку депутат является «представителем» и, как следствие, должен активно взаимодействовать с «доверителем», периодически отчитываясь перед ним о проделанной работе. Наличие недоурегилированности вопроса в нормативно-правовых актах создает предпосылки к злоупотреблению полномочиями. Власть, ограничивая возможность контроля, и наблюдения за ее деятельностью со стороны граждан, сама же создает предпосылки к возрастанию недоверия к ней, поскольку гражданин сталкивается с тем, что, по его мнению, принимаются плохие «законы», принимают их «какие-то депутаты».

Стоит сказать, что подобное исследование проводилось уже в июне 2011 года Межрегиональной Правозащитной Группой. С тех пор изменилось немногое…

Ассоциацией «ГОЛОС» в Воронеже будет исследована открытость парламентов в Воронежской области, наличие всей необходимой информации на сайте, а также деятельность и работа депутатов по взаимодействию с гражданами, после чего будут подготовлены рекомендации. На основании полученных результатов сейчас можно говорить, что система не до конца открыта для избирателей, сообщает Ассоциация «ГОЛОС» в Воронеже.

Фото ассоциации «ГОЛОС»

 

...