P1060792Семинар для российских журналистов «СМИ в легальном пространстве» прошел в начале декабря в столице Франции. Организаторами мероприятия выступили Московская школа политических исследований, Министерство иностранных дел республики Франция. Участвовали в семинаре журналисты из разных регионов России: Ставрополья, Воронежа, Москвы, Перми, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Томска.
За время этого мероприятия представители разных российских региональных СМИ узнали о том, как функционирует пресса и электронные СМИ во Франции, а так же какие проблемы и перспективы существуют у наших французских коллег.

Что касается прессы, то во Франции, как и в России, существует система поддержки региональных газет. Как известно, пресса, выходящая в районах и муниципалитетах, как правило, малорентабельна. Поэтому французы выделяют средства из муниципальных бюджетов, чтобы как-то компенсировать расходы издания. Чаще всего, это помощь в доставке газет читателю. Муниципалитета берут на себя оплату этих почтовых расходов. Для малобюджетного регионального СМИ это хоть и не самое большое, но все-таки существенное подспорье. Причем, помощь оказывается всем общественным изданиям независимо от их политической окраски и жизненной позиции.
Что касается того, как поддерживают электронных СМИ — телевидение и радио, то здесь французы пошли другим путем. Во Франции есть специальный, так называемый, «налог на телевизор» — его платят все граждане, у кого есть дома телевизор. Налог небольшой, но в общем объеме жителей образуется достаточно внушительная сумма, которую распределяют между общественными телеканалами (т.е. не полностью коммерческими), на которых происходят политические ток шоу, различные общественные и политические обсуждения . А их во Франции несколько. Сами телеканалы очень рады такой поддержке – сума поступлений порою достигает половины их бюджета.
Как платится налог – это отдельная тема. Каждый француз в ежегодной налоговой декларации должен указать, есть ли у него дома телевизор. Конечно же, российские журналисты попытались узнать, можно ли не указывать, что дома стоит «ящик» и соответственно не платить налог, который в год составляет, что-то около 100 евро. Французские друзья нам объяснили, что, конечно можно, но лучше этого не делать — в любой момент к вам в дом может придти проверка из налоговой инспекции.
Интересна система лицензирования и контроля за электронными СМИ (аналог нашего Министерства связи). Во Франции оно называется Высший совет по аудиовизуальным СМИ (CSA). Хотя этот орган государственный и контролирующий, но реального подчинения, какому-то конкретному правительственному органу нет. Одну треть его членов назначает Президент, еще одну треть — Парламент, и треть – Сенат. Срок каждого — 6 лет, повторного назначения в CSA не допускается, но за эти 6 лет никто не имеет права убрать члена из этого Совета. Поэтому CSA – абсолютно независимый общественный орган, проводящий свою собственную политику в сфере электронных СМИ.
P1060787Пожалуй, одной из самых интересных встреч в Париже была беседа в МИДе Франции с Александром Жоржини (Alexandre Giorgini), зам. директора по прессе Дирекция коммуникаций и прессы французского дипломатического министерства.
Александр несколько лет работал в Москве советником французского посла, достаточно ездил по России, поэтому очень много знает о взаимоотношениях между нашим двумя странами.
По словам высокопоставленного дипломата, у России и Франции есть много общего. Это, прежде всего, общие культурные ценности. Активно развиваются взаимоотношения в сфере торговли и бизнеса. Франция очень заинтересована в дальнейшем углублении интеграции с Россией. Конечно, французы понимают, что для дальнейшего развития взаимоотношений наших стран нужно решить, прежде всего, визовый вопрос. Поэтому, по словам Александра Жоржини, Франция выступает за безвизовый режим между Россией и странами Шенгенского соглашения.
Господин Жоржини так же отметил, что Франция намерена уделять большее внимание регионам России. Там, нашим партерам хотелось бы наладить более тесное сотрудничество в культурном и экономическом плане. Франция должна увеличить присутствие в регионах. Кое-где уже открываются торговые и промышленные предприятия (например в Воронеже открылись французские гипермаркеты «Ашан» и «Леруа Мерлен») . В качестве примера французы видят Германию, чей бизнес в России активно развивается (примерно в 10 раз быстрее французского). Россия — европейская страна считают в руководстве МИДа. Сама Франция выступает за безвизовый режим с Россией. Но здесь не все зависит от наших партнеров из Парижа — нужно решение 27 стран, входящих в Шенгенское соглашение. Пока же очень сложно уговорить всех европейских партнеров. Поэтому, французы, как могут, максимально упрощают получение виз гражданам России – если уже была одна французская виза, то следующий раз дают уже на год-два. В 2011 году Франция выдала россиянам 300 тысяч виз. Больше из «шенгенских» стран выдали только Финляндия и Испания.
В свою очередь, французы хотят ослабления визового режима со стороны России. По словам Alexandre Giorgini хотелось бы, что бы и Россия легче давала визы французам без особой бюрократии. Французы хотят осваивать Россию, причем, не только в крупных проектах, которые уже сейчас реализуются (это энергетика, автомобилестроение). Есть перспективы в совместных проектах в малом и среднем бизнесе.

В общем, перспективы французско-российских взаимоотношений большие. И есть уверенность, что они будут ускоренными темпами развиваться.

Парижский фоторепортаж:

Дмитрий Калядин.

...