Сегодня, 7 июня, Воронежский областной суд отменил Постановление Ленинского районного суда (судья Федотов), признавшего ранее законным отказ расследовать обстоятельства пыток Александра Крамаренко.

Напомним, родной брат Александра Крамаренко, Дмитрий, обвиняется в двойном убийстве около торгового центра «Поиск». Желая поймать подозреваемого, сотрудники полиции доставили престарелого отца и младших сестер Дмитрия в отдел полиции, где пытались выяснить место его нахождения. Александра Крамаренко задержали по пути на работу, надели наручники и увезли. Задержание никак не было официально оформлено, а полицейские заявили, что Александр «добровольно» находился с ними. После того, как он смог покинуть отдел полиции, а на работу он в этот день уже не попал, судебно-медицинские эксперты насчитали на его теле следы не менее 9 травмирующих воздействий.
По словам Александра, сотрудники полиции требовали от него помочь им поймать его брата. Когда Александр сказал, что живет отдельно, у него своя семья и с братом он давно не общался, сотрудники полиции начали сначала избивать его, а потом подключили к пальцам рук провода и начали пропускать электрический ток. Не добившись ничего, они отобрали у Александра телефон и с помощью смс вызвали подозреваемого якобы на встречу с братом, где того и задержали.
После освобождения Александр Крамаренко обратился не только к врачам, но и в СМИ, и в Фонд «Общественный вердикт», который предоставил ему адвоката для обжалования факта жестокого обращения в полиции.
Однако, проведя проверку, Следственное управление Следственного комитета России по Воронежской области отказало в возбуждении уголовного дела. В качестве аргумента следователем приводилось, что Крамаренко является братом подозреваемого в убийстве и что неопровержимых медицинских доказательств применения к нему электрического тока нет. При этом следователь не объяснил происхождение синяков и ссадин, а опрошенные сотрудники полиции признали, что надевали на Крамаренко наручники, но он «добровольно» проехал с ними и помог задержать своего родного брата.
По словам адвоката, представителя Фонда «Общественный вердикт» Ольги Гнездиловой: «Перед следователем не стоял и не может стоять вопрос, виновны ли сотрудники полиции – это функция суда, рассматривающего уголовное дело. Мы просили только провести расследование, которое дало бы потерпевшему право заявлять ходатайства, задавать вопросы экспертам, участвовать в очных ставках, собрать доказательства. В рамках доследственной проверки эти мероприятия невозможны. В связи с этим отказ от расследования нарушает право гражданина на эффективные средства правовой защиты. Не говоря уже о том, что сама ситуация очень напоминает, как это не банально, 37-й год, когда родственники «врагов народа» были вынуждены «сдавать» своих близких и сами часто подвергались репрессиям. Сейчас следствие отказывает Крамаренко в расследовании пыток, ссылаясь в том числе на то, что он является братом подозреваемого».

...