С 28 по 31 мая в Воронеже пройдет фестиваль «Театральный синдром-2012» — масштабный театральный проект, организованный Фондом Михаила Прохорова в регионах Центральной России.

«Театральный синдром» проходит под знаком «неизлечимой любви к театру», предлагая зрителям не только познакомиться с лучшими постановками российских и европейских театральных коллективов, но и ставя перед собой более глобальную задачу: постараться «заразить» зрителей этим сильным чувством.

 В рамках фестиваля воронежские театралы смогут увидеть четыре интересные постановки театров Москвы, Канн, Бельгии и Испании. Спектакли пройдут в театре драмы имени Кольцова на Театральной.

При составлении программы фестиваля, в которой представлены спектакли для разных аудиторий, для детей и взрослых, современная интерпретация классики и абсолютно экспериментальные проекты, важным стимулом было подобрать постановки, которые не только отражают главные тенденции современного европейского театра, но также абсолютно подходят для семейного просмотра. Ведь одним из условий существования культурной индустрии является зритель, воспитанный на качественных образцах современного искусства — и создание нового поколения «насмотренных» зрителей является одной из целей, которые преследует Фонд в этом проекте.

28 мая покажут спектакль «Гоголь. Вечера. Часть I» театра SounDrama (Москва). Режиссер Владимир Панков поставил колоритное действо, соединяющее драматическое искусство, современную хореографию, классическую музыку Мусоргского, рок и украинский фольклор.

«Гоголь. Вечера» – это цикл спектаклей в жанре «саундрама», ядро сценического действия которых – синтез драматического и музыкального искусства. Специально созданная студией SounDrama музыка для спектаклей основана на классических и этнических музыкальных конструкциях, а также на оперной и рок-музыке. Действие спектаклей делится на времена года и представлено, соответственно, четырьмя «картинами» по мотивам «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, связанными общими ассоциациями, историями любви и взаимоотношений. Помимо гоголевского текста, переработанного Ириной Лычагиной, в спектакле задействован традиционный украинский фольклор.

Зрителям фестиваля «Театральный синдром» будет представлена первая часть саундрамы «Гоголь. Вечера», соответствующая первой части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» (повести «Майская ночь или утопленница»), а по временам года – весне.

Премьера состоялась 10 сентября 2007 года.

Студия SounDrama — это коллектив режиссёров, артистов, художников, музыкантов и хореографов, вместе создающих сценические произведения нового, «синтетического» жанра «саундрама». SounDrama основывается на синтезе искусств: музыки и текста, танца и драматического искусства. Студия выросла из музыкальной группы «Пан-Квартет» в конце 2003 года. Художественный руководитель студии – Владимир Панков.

Кстати, этот спектакль был номинирован на театральную премию «Чайка», стал лауреатом премии «Музыкальное сердце театра», участником программы Russian Case в рамках Национальной премии «Золотая маска», принял участие в театральных фестивалях на Украине, в Польше, Финляндии, Белоруссии, Узбекистане, Абхазии и России.

«Самое важное в SounDramе – это то, что это совместный творческий процесс без канонов, каждый участник которого вносит свой «вклад», фантазирует, импровизирует – всё это вырастает в результате в «готовые» проекты».
Владимир Панков

(Большой зал, начало в 19.00.)

29 мая смотрите спектакль-эксперимент Канского драматического театра «Жители города К.» в постановке известного режиссера Геннадия Тростянецкого. Это рассказы и воспоминания артистов театра о своей жизни, о дорогих им людях, о важных встречах и событиях, даже о каких-то мучительных и стыдных вещах.

«Тростянецкий поставил спектакль по несуществующей пьесе. Но это не вербатим. Это рассказы и воспоминания артистов театра о своей жизни, о дорогих им людях, о важных встречах и событиях, даже о каких-то мучительных и стыдных вещах. Видимо, все это рассказывалось, выбиралось, записывалось, отбрасывалось и снова возникало, чтобы выстроиться в некий общий сюжет. ] История Лилии Зверевой «Брат» – это исповедь актрисы о своем брате, о невозможности помочь, уберечь от беды. Рассказ Владимира Сальникова «Честный пионер» о том, как идейный мальчик столкнулся с подлинной жизнью, попытавшись обличить соседку, таскавшую с фабрики «отрезы материи», чтобы прокормить детей. В песне Лилии Зверевой, звучащей в спектакле, Канск возникает как город, в котором трудно жить, но который приходится любить, потому что это родина. Хорошо бы показать «Жителей…» на фестивале театров малых городов России. Потому что только в малых городах такая короткая, доверительная дистанция между зрительным залом и сценой.
Татьяна Тихоновец, «Петербургский театральный журнал»

Премьера состоялась в августе 2010 года.

(Малый зал, начало в 19.00.)

 

30 мая представят спектакль Gardenia театра Les Ballet C de la B (Бельгия). Это провокационная постановка по мотивам фильма Yo soy asi. Закрытие кабаре трансвеститов в Барселоне дает повод познакомиться с историей каждого из его стареющих актеров.

«Гардения» — это уникальный проект, изначально придуманный актрисой его труппы Ванессой Ван Дурме под впечатлением от фильма Yo Soy Así (реж. Соня Херман Дольц), в котором закрытие кабаре трансвеститов в Барселоне дает повод познакомиться с историей каждого из его стареющих актеров. «Гардения» – это глубинное исследование жизней девяти неординарных людей. Они легко ориентируются в сумеречной зоне — между мужским и женским. Каждый со своей собственной интригующей историей – иногда забавной, иногда ошеломляющей. Каждый со своим багажом тоски. В их головах – звуки прошлого. В их глазах — сомнения в завтрашнем дне, но и частичка надежды.

Компания Les Ballet C de la B (Балет С. де ла Б.) была создана Аланом Плателем в 1984 году и стала платформой для многочисленных сценических экспериментов как самого маэстро, так и приглашенных режиссеров. Несмотря на свое название, Les Ballet C de la B далек от классического балета, его сценические тексты невозможно отнести к определенному жанру. С самого начала своей творческой деятельности Платель предпочитал не разделять театр на драму, оперу или балет, работал с исполнителями из разных стран, с разной культурной памятью и социальным контекстом, исповедуя разнообразие как единственно верный путь к поиску объединяющего начала. Его спектакли – это глубинные исследования человеческого естества, неординарные, неоднозначные и порой шокирующие своей откровенностью.

Алан Платель и Франк ван Лэке словно наслаждаются разнообразием мира, в один из самых таинственных и непостижимых уголков которого они заглянули. Туда, где мужское неотличимо от женского, где люди беспечно растрачивают жизнь, никогда не находят покоя, и сохраняют пугающую в своей неистребимости надежду победить собственное тело и земное время.
(Роман Должанский «Коммерсантъ»)

«Гардения» – очень трогательная, чувственная постановка. Она жестокая. А иногда и смешная. И прежде всего – очень нежная. И если это спектакль, то главное в нем — интимная искренность людей, которые, чтобы быть принятыми и признанными, согласны заново пережить свое прошлое и доверчиво рассказать о нем».
Розита Буассо, Le Monde

(Большой зал, начало в 19.00. Спектакль не рекомендуется к просмотру лицам, не достигшим 18 лет)

31 мая покажут спектакль «Андре и Дорин» театра Kulunka (Испания). Мимы в масках кукол представят воронежцам историю пожилой пары, которая теряет память, но очень хочет сохранить дорогие воспоминания.

В маленькой комнате, стены которой хранят прошлое, звучат клавиши печатной машинки и ноты виолончели. Это Андре и Дорин: пожилая одинокая пара, на которую, как и на многие другие, напала апатия, вызванная рутиной. Сквозь призму юмора мы видим, как машинка и виолончель не звучат больше в гармонии, они превратились в оружие, чтобы нервировать своих хозяев. Мы видим: что когда-то пробуждало страсть, сегодня стало равнодушием или поводом для ссоры. Но ход событий ломает эту монотонность – болезнь Альцгеймера: страшный соперник и пожиратель воспоминаний, личности. Она заставляет отношения между Андре и Дорин начаться вновь. Так начинается путешествие сквозь воспоминания. И единственный способ, каким Андре может материализовать этот путь, чтобы вернуть воспоминания, — записать его. Вспомнить, кем они были, чтобы не забыть, кто они сейчас. Вспомнить, как они любили, чтобы продолжать любить. И зритель увидит, каким пылким и удивительным было зарождение и развитие этой истории любви.

Премьера состоялась 23 октября 2010 года в Мадриде.

Театр Kulunka был создан в 2010 году молодыми, но экспериментирующими артистами Гарбинье Инсаусти и Хосе Даулт. Общая задумка родилась из желания участников работать с разными театральными языками, делая упор на сценическое пространство, которое, в свою очередь, было бы точкой пересечения разнообразных артистических дисциплин. Все это соседствовало с идеей сделать театр, близкий публике. Театр живой, актуальный, неприглаженный и подключенный к реальности.

Спектакль стал победителем Европейского театрального фестиваль в Бирмингеме в 2011 году.

«Нашей целью было создать спектакль без границ, наше желание – открыть язык, который выходит за рамки слов. Язык, который подогревает эмоции и развлекает, «такой трогательный, что пробуждает смех, и такой смешной, что вызывает слезы». Для этого мы глубоко изучили театр жеста, в котором МАСКА действует как мост в визуальный, поэтический мир чувств».
Театр Kulunka

(Малый зал, начало в 19.00. Для взрослых и детей старше 12 лет)

Марина Хоружая

...