В начале недели в столице Черноземья побывал легендарный рок-музыкант Борис Гребенщиков. Борис Борисович всегда удивляет публику сменой имиджа (то отпустит длинные волосы, то побреется налысо и отрастит длиннющую бороду), но на сей раз приятно удивил представителей СМИ несвойственным ему «приличным» видом. Скромная стрижечка, довольно обычный костюм, и даже тюбетейки на голове нет. Неизменными остались лишь очки с красными линзами – как известно, музыкант предпочитает смотреть на мир сквозь розовые очки, дабы всегда находиться в гармонии с окружающим миром…

Настроение у Гуру отечественной рок-музыки было отменное. Он признался на встрече с журналистами, что наконец-то выспался в Воронеже. Впервые за 3 дня! Видимо поэтому после часа общения с журналистской братией, расставаться Борису Гребенщикову не хотелось. Казалось, что он готов продолжать общение до самого концерта. Ну а на концерте БГ, что называется «зажег». Увидев внушительную толпу поклонников, которая выстроилась по двум краям партера зала ДК им. 50-летия Октября, Гребенщиков недоуменно спросил: «А чего это вы там стоите? Смотрите, какие замечательные порожки перед сценой, идите сюда! Можете сидеть на порожках, или на полу перед сценой… Главное, не забирайтесь на саму сцену. А то вот эти товарищи (БГ указал на стоявших неподалеку воронежских бодигардов) начнут стрелять из арбалетов. Во всех, кроме женщин…» Толпа стоящих, а также покинувших «насиженные места» поклонников тут же ринулась к сцене. Человек 200 встали стеной, полностью загородив своей массой хоть какую-то видимость сидящим в первых рядах. Стоит ли говорить, что весело и кайфово было всем, кроме тех, кто выложил за билеты самые внушительные суммы (к слову, билет в 1 ряд стоил 3 тысячи рублей, — Прим. Авт.) В результате, охранники на протяжении нескольких песен, продираясь сквозь толпу, словно через дебри, усаживали «дорвавшихся» до близости к кумиру поклонников на корточки. В конце концерта ЧОПовцы даже удостоились слов благодарности из уст легендарного музыканта – мол, выполнили свою работу в высшей степени профессионально.

У мощей Святого Иакова решил изменить воронежскую программу

Во время интервью БГ признался, что побывав за пару дней до поездки в Воронеж у мощей святого апостола Иакова, он вдруг понял, что запланированная для воронежской публики программа отменяется. И еще за несколько часов до концерта не знал, что ж предъявит воронежским поклонникам. «На днях я был в соборе Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании. Это собор, где в девятом веке были найдены мощи апостола Иакова — одно из самых святых мест в Европе, в средние века люди ходили туда за несколько тысяч километров. В этом соборе я обнаружил – в том, как мы составляем программу, есть ошибка, мы можем сделать лучше. И у меня «полетела» тщательно составленная программа. Как мы будем из этого положения выбираться, я не знаю. Но время, чтобы подумать, еще есть!»

В результате концерт получился очень эмоциональным. Девять человек из «Аквариума» «зажигали» на протяжении 2 часов, как будто совсем юные, только начинающий свой творческий путь музыканта, а не мастодонты рок-музыки, которые в этом году отметят ни много ни мало – 40-летие коллектива. Поклонники творчества БГ услышали на концерте много редких вещей из различных периодов существования коллектива. Закончился концерт традиционно – песней «День радости». И, надо сказать, что по его окончании радость на лицах была практически у всех присутствовавших…

«Всегда лучше полагаться на свое сердце…»

— Борис Борисович, вас называют Гуру отечественной рок-музыки. Скажите, когда властьимущие врут, все вокруг врут – кому верить?

— Кроме своего сердца верить некому. Существуют, конечно, еще законы природы, о которых мы что- то слышали. Но нет никакой уверенности в том, что то, что мы знаем – имеет место быть на самом деле. Но много миллиардов людей ориентируются на это и как-то живы. Кстати, я не видел еще ни одного человека, который хотел бы верить властям. Если, конечно, человек в своем уме. Так что я думаю, что лучше полагаться на сердце…

– А как услышать свое сердце?

– С моей стороны было бы нелепо считать, что я могу ответить на этот вопрос, когда человечество 40-60 тысяч лет пытается ответить на этот вопрос и никак не может. Секрет я знаю… Его все знают… Но он лежит не в словах, такие вещи и такие мысли словами все-таки не передаются.

— Как вы вообще себя ощущаете в сегодняшней России?

— Пока у нас открыты границы, пока у нас есть информационная свобода, то жаловаться мне не на что. Сейчас оппозиционеры сидят и за бутылкой вина весело обсуждают какого-то третьего своего человека… А вспомните, что было в 69-70 году. Когда ОМОН четырех студентов на кампусе в Америке спокойно положил, хоть кто-нибудь слово сказал? Максимум, две-три песни написали. А то, что нашу страну называют «совком», так «совок» у нас был еще до того, как князь Владимир окрестил русскую землю. У нас русский шансон — популярная форма жизни. И так было всегда.

«Нам вдруг захотелось, чтобы нас увидели, и услышали…»

— В этом году вы дали согласие на участие в «Нашествие», десять лет до этого игнорировав данный рок-фестиваль. Что-то изменилось?

— В этом году мы приняли сознательное решение — показать «Аквариум» со всех сторон, в как можно большем количестве мест, городов и т.д. Захотелось, чтобы люди нас увидели и услышали. Это жертва с нашей стороны, потому что вместо того, чтобы играть концерты, мы могли бы сидеть в студии и делать что-то новое. Мы очень давно не делали ничего нового, и это тяжело.

— Если вас пригласит неизвестный маленький фестиваль, тоже поедете?

— Начинающий, боюсь, нас не потянет – на только на сцене 12 человек.

— Макаревич в Казани музею подарил свои джинсы…

— Это могут позволить себе только такие известные и богатые люди…

— А вы бы могли кому-нибудь подарить что-то? Человеку с улицы, например…

— А вы уверены, что после этого человек не убежит от меня с диким криком? Есть такой человек – один из величайших гитаристов 20 века Питер Григ. Он одно время переел всякой гомеопатии и сошел с ума лет на 30. Первым признаком сумасшествия было то, что он поймал на улице случайного прохожего и начал ему впихивать несколько тысяч фунтов, которые получил за свой новый альбом. Прохожий убежал в ужасе. Мне бы не хотелось повторять его ошибок…

«Может, я погубил Чижа своими советами?»

— Ну вы же в свое время помогли каким-то образом Виктору Цою…

— Когда слышишь гения – слышишь гения. Все! И он меня, кстати, не просил ему помочь. Я помог из чисто корыстных побуждений – записал его первый альбом для того, чтобы иметь возможность слушать эту музыку.

— С Чижом также было?

— Чиж тоже гений, другое дело, что он поступил со своим даром немного странно. Он, без сомнения, великолепный, удивительный музыкант. Но я ему никак не помогал. Только сказал, что нужно переезжать в Петербург. Может, я его погубил этим? Вдруг, где-нибудь Нижнем Новгороде или Харькове, ему было бы лучше?

— Вам кто-то помогал?

— Господь Бог.

— А из людей? Или вы все сами?

— Я сам по себе ничего не могу. Я все время общаюсь с большим количеством людей, которых я очень люблю и которые, вероятно, ко мне неплохо относятся. Все люди, с которыми я когда-либо общался, всегда меня поддерживали, помогали, а иногда и критиковали. Но я все время чувствовал, что все, что я делаю — не зря. Многим людям я обязан тем, что я вообще начал чем-то заниматься. Меня вытягивали, говорили: «Пиши». Поэтому всем, что «Аквариум» сделал за эти 40 лет, я обязан людям, с которыми я общался на протяжении всей своей жизни…

— Как вы вообще относитесь к критике?

— Критика должна быть конструктивной. Когда подходит человек и говорит: «Ты – говно», это конечно критика, но ничего хорошего я не могу из этого вынести. А если человек скажет: «По-моему, вот здесь, здесь и здесь получилось что-то не так и зря ты одел эту шляпу…» О кей! Скорее всего, я прислушаюсь.

«Сорокалетие «Аквариума» для меня ничего не значит!»

— «Аквариуму» в этом году исполняется 40 лет. Вы почувствовали новый этап в творчестве?

— А вы считаете, что этапы измеряются десятками лет?

— Хотелось бы узнать ваше отношение к этой дате…

— У меня нет отношения к ней. Мы же не в советском государстве, чтобы пятилетками измерять.

— Ну, может вы соберете всех музыкантов, которые когда-либо работали в «Аквариуме», и сделаете совместный концерт…

— Музыка — это не семейная жизнь. Представьте, что мы сейчас играем данным составом, и я вдруг говорю кому-нибудь из ребят: «Ты подвинься, сейчас придет вторая и четвертая жена». Я бы на их месте развернулся и ушел со сцены. Такое только в поп-музыке возможно. А у нас живая музыка и я не могу в ту музыку, которую мы играем сейчас, ввести людей, с которыми я не играл 20 лет. А специально для них вспоминать старые песни… мы пробовали — это звучит очень нелепо. Мы есть то, что мы есть сейчас — сколько бы миллионов лет нам не было.

— Вы интересуетесь тем, что делают бывшие участники группы «Аквариум»? Вот у Саши Ляпина вышел новый альбом…

— Вот видите – мой ответ заключается в том, что от вас я об этом услышал в первый раз. Я узнаю об их творчестве только в том случае, если они сами мне это дают, или оповещают о том, что у них что-то вышло.

«Моя память уже не так хороша, как 18 тысяч лет тому назад..»

— На чьих концертах вы были последний раз? На Ноэля, слышала, собираетесь пойти…

— Я собираюсь пойти их послушать, потому что, думаю, что у меня не будет другого шанса. А поскольку люди не чужие – музыкальный директор Ноэля играл у нас — то мне страшно интересно. А где я был и что слушал? Где-то был… Вообще, это сложный для меня вопрос, я в таких случаях всегда теряюсь. Сейчас, посмотрю в телефоне. О, запросто! «Риголетто»! Опера! Увы, моя память не так хороша, как 18 тысяч лет тому назад. Приходится записывать…

— А дневники не ведете?

— Нет. Я пытался это делать. Но когда на следующий день перечитывал записи, все это вызывало у меня приступы такого гомерического хохота, что ручка падала из рук.

— Когда вы ходите на оперы и концерты, сидите в VIP-ложах, или сливаетесь с народом?

— Вы знаете, я по счастью хожу в тех местах, где никаких VIP-лож не нужно, где меня никто не отличит от другого гражданина. И вообще, то что называется VIP — это просто для удобства людей, а не для того чтобы человек загордился.

— А где это «там» вы ходите? За границей?

— Границы между чем и чем? Наша советская родина, которая окружена стеной за которой враги? Вы это имеете ввиду? Если мы живем по этому принципу, тогда тяжело. Нет границ! Нет, и не было! Их придумали. Кое-кому это было выгодно. На самом деле я, конечно, хожу не в России. По простой причине – мне там легче. В России элеметарно некогда, ведь я бываю дома 3-4 дня в месяц. Я лучше делами домашними займусь…

— Что по дому делаете?

— Долго придется каяться. Ничего! У меня сейчас 6 картин в работе, и осенью где-то планируется выставка. Вот в те редкие дни, когда я бываю дома, я просыпаюсь, и что-то делаю с этими картинами. А если бы я с собой везде возил мольберт, меня точно упекли бы в дурку.

«С близкими людьми общаюсь по ночам!»

– В одном интервью вы сказали, что рок-н-ролл оцениваете по критериям внутренней благости…

– Ну да, это когда на сердце возникает без особой причины безудержное, сумасшедшее счастье. Мне кажется, что благость в данном случае, даже слабое слово…

– Бывают люди, которые постоянно пребывают в этом состоянии…

– Ага, называются идиоты.

– Блаженные они называются…

– У меня была такая история в одном городе России, называть который я не буду. Как-то мы приехали туда, и нас вывезли в монастырь, расположенный неподалеку от города. Собралась большая толпа, и я вижу, что идет навстречу такой маленький человек, именно блаженный — у него закатаны глаза, и люди перед ним расступаются. Оказалось — какой-то местный известный монах. Спустя 15 или 20 лет мне его знакомые рассказали, как он после этого охал: «Блин, Гребенщиков приехал. Ни хрена себе! Я просто даже смотреть на него боялся!» Так что блаженность – это такая вещь…

— Вы признались, что двое суток не спали. Что делали?

— У меня насыщенная жизнь…

— Личная или гастрольная?

— Моя жизнь не очень разделяется на одно и другое. А что я делал последние две ночи? Общался с близкими людьми.

— По телефону?

— Разве по телефону можно общаться? Лично.

– В один из прошлый приездов вы ходили в Воронеже по святым местам. Сейчас не хотите?

– Хочу. Каков вопрос, таков ответ. Надеюсь, получится походить.

«Творчеством детей мне интересоваться некогда»

– Интересуетесь ли вы творчеством вашей дочки Алисы (известной актрисы Алисы Гребенщиковой, — Прим. Авт.) и сына ди-джея Глеба?

– Вообще у меня четверо детей, и мой интерес к их творчеству заключается в том, что я счастлив, что они что-то делают. Как можно интересоваться творчеством? Внимательно отсматривать фильмы, в которых снимается Алиска? Я не могу. Если я перестану что-то делать сам, тогда я начну интересоваться творчеством всех остальных.

– А вы когда-нибудь ходили к Алисе на родительские собрания?

– Пару раз это было. Но не на родительские собрания, а на что-то такое общее. Меня в школах моих детей все время петь заставляли.

– А одноклассники детей, небось, просили автографы?

– Дети всегда просят автографы, а потом спокойно их выкидывают, в чем я с ними совершенно согласно.

— А сейчас вы охотно даете автографы или уже устали?

— Я это воспринимаю как пустую трату времени, но понимаю, что это необходимо. Сам брал автограф один раз в жизни – у польской певицы Марели Радович, которая мне сильно нравилась в то время – такая хипповая была! Мне тогда было 17 лет, и зачем я сделал это, до сих пор не понимаю. Автограф я тут же потерял…

«Я ручаюсь за качество того, что мы делаем!»

– Во времена «Sex Pistols» панк-рок музыка перешла в другое качество – от более менее консервативной к бунтарской, протестной. Да и с появлением «The Beatles» музыка стала более социально значимой… Сейчас более менее стабильная обстановка в рок-музыке, как вы думаете, будут еще такие вот всплески?

— Давайте поменяем точку зрения на музыку. Настоящая музыка звучит не в пространстве – она проходит через уши, попадает к нам в сердце и звучит там. Есть огромное количество всякого шума, которое можно назвать музыкой, но которое до сердца не доходит и где-то «в пути» теряется. Сейчас, на мой взгляд, потрясающее время — выбор музыки настолько велик, что нет одного имени, которое привлекало бы всех. А если и есть такое имя – как «Ю-ту», то оно скорее символизирует местность, откуда нужно бежать со всех ног. То есть если музыка привлекает всех, то оттуда нужно бежать. Дело каждого – найти ту музыку, которая будет в нем звучать все время. Это может быть музыка 18 века, это может быть музыка 60-70 годов, это может быть крайне авангардная музыка… Не важно чтобы музыку слушали миллионы. Пусть ее будут слушать 20 человек на земле. Но если она дает вам то, что вам нужно, то не нужно стесняться ее слушать, потому что она не известна.

Я пытаюсь вырасти, и начать играть музыку, которую никто не играет. Кстати, я вчера в Москве чуть в обморок не упал! Дело в том, что недели 3 назад я открыл для себя группу под названием Fanfarlo. Это какой-то молодой швед, который живет в Лондоне. Очень смешной коллектив. Я думаю: «О-о-о, я первооткрыватель этой группы, Колумб!» И вчера иду по Москве и вижу афиши – «Энтони Джонсон», «AM Club» и «Fanfarlo». Думаю – ни хрена себе! Так что видите, все возможно. Откройте в себе музыку, и она для вас прозвучит. И вообще, чем меньше народу музыку слушает — тем лучше.

— А вы хотите, чтобы вашу музыку меньше слушали?

— Нет, хотим, чтобы больше. И я объясню почему — я ручаюсь за качество того что мы делаем. И поэтому уж лучше пусть нас слушают…

— А по поводу такого явления как «Битлз» что скажете? Их миллионы слушали…

— Вы знаете, я много лет пытаюсь разгадать эти загадки. Это происходит мимо человеческого уровня. Это все равно, что выяснять, почему землетрясения происходят.

— Это правда, что вы собираетесь снимать клип с Джонни Дэппом?

— Я пока не буду ничего об этом говорить. Есть идея. И если появятся в клипе какие-то интересные личности, то они появятся в числе многих прочих. Но чтобы говорить об этом, нужно сначала сделать этот клип. Я знаю, что как только начну рассказывать какие-то подробности, все – этого не будет! К сожалению. Но интрига есть. Я сам заинтригован.

«Я давно все бросил, и живу для себя!»

— Впереди лето…

— Лето уже не впереди, лето уже с нами…

— Я имею ввиду календарное. Вы планируете где-то отдохнуть?

— Я очень надеюсь на это. Но я пока что так блестяще отписал все свои шансы на отдых, что у меня осталось на это только пол месяца. И то… А так к морю очень хочется. Хочется иметь возможность ничего не делать и просто писать песни. У меня есть много мест на Земле, куда бы хотелось попасть. Есть много друзей по Свету, которые приглашают в гости. И я с удовольствием к ним приезжаю, если есть такая возможность. Но в этом году такой возможности не будет, я от нее отказался. Фестивалить будем! Фестивалей много. На каждый надо ведь приехать как минимум за пару дней… Так бабах-бабах-бабах, и месяца реально нет.

— Не хочется все бросить и пожить для себя?

– Руководясь именно этим рассуждением, я и живу так, как я живу. Я и так все бросил, и живу для себя. И большего счастья представить себе не могу, потому что делаю в этой жизни только то, что хочу.

— Но все таки видно что вы устаете

– Попробуйте посетить на два дня 3 города в разных странах. Спокойствие – оно внутри. Можно 40 лет сидеть на одном месте, а тебя такие звери изнутри будут глодать!

— А физическое тело не жалко?

– То, что оно до сих пор еще ходит, шевелится, говорит, занимается тем, чем занимается – это уже радует! Я им горжусь и восхищаюсь. Это на уровне чуда. Я знаю людей, которые умирали от вдвое меньших нагрузок.

— Вы счастливы?

– Меня даже счастье не интересует. Я занимаюсь тем, чем хочу – это значительно больше.

P.S. Благодарим Алексея Елецких за помощь в организации интервью!

Марина Хоружая,
Фото автора

...