В Дагестане в субботу — день траура по погибшим в результате двойного теракта в Махачкале, произошедшего вечером 3 мая. Число жертв, возможно, достигло 14 человек — в пятницу от тяжелого ранения скончался старший лейтенант полиции из Тюмени Давид Дружченко. Ему было 25 лет. Более 100 человек получили ранения.

Как стало известно, спецслужбы республики еще месяц назад знали о готовившемся теракте, но не смогли предотвратить взрывы. Кроме того, еще как минимум пять смертников находятся на свободе, и новые взрывы могут прогреметь в любом городе России, заключили «Известия» из слов главы Дагестана Магомедсалама Магомедова.

В интервью изданию он подтвердил, что правоохранительным органам еще месяц назад рассылались ориентировки на девять террористов-смертников. «Были ориентировки, правоохранительные органы по ним работали, но, к сожалению, именно этот теракт предотвратить не удалось. Хотя, возможно, бандиты планировали провести более масштабный теракт. Например, на предстоящих праздниках, где было бы больше людей», — сказал Магомедов.

— Бандгруппа и русская жена ваххабита
— Организаторы теракта могут скрываться к северу от Махачкалы

Впрочем, стоит напомнить двух террористках с бомбой, которые были перехвачены в начале недели в Северной Осетии на границе с Ингушетией. Как пишет «Коммерсант», это вдовы боевиков Залина Габибулаева и Залина Акаева.

Еще один теракт силовикам удалось предотвратить 1 мая — на окраине Махачкалы было обезврежено взрывное устройство, детонатор которого был прикреплен к «КамАЗу», припаркованному рядом с АЗС.

Не исключено, что лица, пытавшиеся осуществить эти теракты, также входили в названную группу смертников.

По словам Магомедова, «это участники бандподполья, незаконных вооруженных формирований, радикалы, которые не имеют отношения к исламу и религии и лишь прикрываются его лозунгами». «Они по-другому видят устройство республик и страны, мы с ними не согласны. Их преступные действия направлены на свержение конституционного строя, поэтому они должны быть жестко наказаны в соответствии с законом», — заявил он.

Однако тем, кто хочет сложить оружие и готов отказаться от своих преступных замыслов, власти дают возможность вернуться к мирной жизни, например, через комиссию по адаптации, подчеркнул глава республики.

Он высказал мнение, что силового присутствия в регионе вполне достаточно, однако не хватает полицейских, причем в некоторых районах эта проблема стоит очень остро. «Штатная численность полицейских в Дагестане меньше чем в соседних регионах, поэтому мы просим федеральный центр увеличить штат», — сказал он газете.

Бандгруппа и русская жена ваххабита

Ранее министр внутренних дел Дагестана Абдурашид Магомедов заявил, что к подготовке взрыва могли быть причастны боевики так называемой «махачкалинской бандгруппы». Эту информацию подтвердил и источник «Интерфакса» в правоохранительных органах Дагестана.

На месте теракта в Махачкале обнаружен фрагмент черепа с женскими волосами, это говорит в пользу версии о том, что вторым террористом-смертником была женщина. «На сегодняшний день с достаточной долей уверенности можно говорить, что теракт совершили два террориста-смертника — мужчина и женщина», — отметил он.

Первый смертник предварительно опознан — это 23-летний житель Махачкалы Ризван Алиев. «Сразу несколько свидетелей указали, что он мог находиться за рулем одной из взорвавшихся машин», — сказал собеседник агентства.

Личность второго террориста пока не установлена. Для окончательной идентификации личности смертников потребуется экспертиза ДНК, поскольку их тела сильно разрушены, подчеркнул источник.

Накануне еще один источник «Интерфакса» в спецслужбах Дагестана сообщил, что, по одной из версий, к теракту могли быть причастны Алиев и его 19-летняя сестра Муслимат. В конце апреля они ушли из дома и, по оперативным данным, присоединились к бандподполью, после чего были объявлены в розыск.

Полиция разыскивает также их соседку, вдову боевика, русскую девушку, принявшую ислам и новое имя — Аминат Курбанова, пишет «Коммерсант».

Два мощных взрыва прогремели в Махачкале 3 мая вечером. Оба взрыва произошли на выездном посту полиции «Аляска-30».

Бомба находилась в автомобиле Mitsubishi, который был остановлен для проверки. На посту и прилегающей территории возник пожар. Когда на место происшествия прибыли спасатели, в припаркованном вблизи поста ДПС автомобиле «Газель» сработало второе взрывное устройство.

Мощность взрывов составила 50 и 100 килограммов в тротиловом эквиваленте, сообщил глава МВД республики. Бомбы были начинены поражающими элементами.

По факту теракта Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по трем статьям: ст. 205 (террористический акт), ч. 2 ст. 222 (незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ) и ч. 3 ст. 223 (незаконное изготовление оружия) УК РФ.

Как отмечает «Коммерсант», громкий теракт был совершен вскоре после исторического, по мнению аналитиков, события — официального примирения сторонников Духовного управления мусульман республики и местных салафитов (которых раньше было принято называть ваххабитами). Их совместный маджлис в центральной мечети Махачкалы прошел несколько дней назад.

Организаторы теракта могут скрываться к северу от Махачкалы

Организаторы теракта, участники так называемой «махачкалинской» бандгруппы, могут скрываться в Кумторкалинском районе к северу от столицы республики, сообщил «Интерфаксу» в субботу источник в правоохранительных органах.

По его словам, сейчас принимаются меры по установлению точного местонахождения предполагаемых бандитов. «Задержанных по подозрению в организации взрывов пока нет», — добавил он.

Как говорится в распространенном в пятницу оперативном штабом сообщении, правоохранительными органами разыскиваются:
Мамаев Гусейн (Хамза) Надирович, 1982 года рождения, уроженец и житель селения Новокули Кумторкалинского района — главарь махачкалинской бандгруппы;
Казанбиев Руслан Магомедович, уроженец Махачкалы, житель селения Новокули, 1988 года рождения, подозревается в причастности к посягательству на жизнь сотрудника ЦПЭ МВД по Дагестану Курбана Ахмедова 27 января 2012 года;
Меджидов Расул Меджидович, 1984 года рождения, уроженец селения Новокули Новолакского района — активный член махачкалинской бандгруппы, подозревается в причастности посягательства на жизнь К.Ахмедова;
Омаров Курбан Магомедович, уроженец села Кули Кулинского района — активный член махачкалинской бандгруппы.

Указывается, что этими лицами предпринимаются попытки вербовки молодых людей, в том числе несовершеннолетних, для использования их в качестве «живых бомб» при проведении террористических актов.

В свою очередь источник в силовых структурах Северо-Кавказского федерального округа сообщил «Интерфаксу», что правоохранительные органы Дагестана очертили круг возможных организаторов двойного теракта, который был осуществлен накануне в Махачкале.

«Получены оперативные данные о возможном организаторе теракта, в настоящее время готовится операция по его задержанию», — сказал он, добавив, что подробности в интересах следствия не разглашаются.

...