Ефим Шифрин не был в Воронеже несколько лет. Зато, приехав, сразу отметил, что Воронеж очень изменился в хорошую сторону. «Стал чище, много посажено… Если бы все города к юбилею так обновлялись, было бы хорошо. Хотя мне кажется, можно улучшать свой город просто так, безо всяких юбилеев. Поводов стать лучше – много».

Впрочем, были вещи, которые Шифрину по душе не пришлись. «Меня смутило обилие иноязычных вывесок в Воронеже. Куда не ткнешься – везде «Монте Карло», «Гуччи», «шнуччи»…Такое впечатление, что город скоро разучится говорить по-русски. Когда я проехал мимо салона отделочных материалов под названием «Genezis», мое терпение лопнуло. Я понял: «Все, приехали!» Я даже в своем Твиттере об этом написал! Просто я не понимаю – что, если по-русски написать, люди не поймут? И чем ресторан привлекательнее, если он называется, скажем, «Палермо», и еда в нем — говно! В Нью-Йорке, в центре Манхеттена, стоит русский ресторан, но на нем почему-то не написано «Самовар»! Я весь мир объездил, и нигде такого нет! Мне кажется у нас в России это какой-то вечный комплекс. Назовут поцветастее и думают, что народ валом повалит…»

— Вы сказали, что написали о Воронеже в Твиттер. А вообще часто заходите в социальные сети?

— Я пишу в Твиттер и в Живой Журнал. Везде мой ник – «Котельник», так как я живу на Котельнической набережной. Пишу каждый день. Блог я веду уже года три, и количество подписчиков постоянно растет. Вы спросите, зачем мне это? Просто хочется, чтобы те, кто меня любит, могли понять, какой я настоящий. За кромкой сцены все равно остается какая-то невысказанная часть тебя, да и многие роли не позволяют самовыразиться… В интервью тоже обо всем не расскажешь – как правило журналисты спрашивают лишь о том, что интересно им. Поэтому для самовыражения остается вот такая самодеятельная журналистика или писательство.

— В прошлом году вышла уже третья ваша книга – «Течет река Лета»…

— Эта книга создана из моих дневников и постов в ЖЖ. На мой взгляд, получились довольно живые мемуары — редакторы очень хорошо ее скомпоновали. Потому что в Блоге я все равно как на авансцене, на публике — осторожно формулирую фразы. А в дневниках более откровенен. Это как бы два полюса — тут я при галстуке, а там — в пижаме. Вот и получился артист, похожий на самого себя.

А предыдущие две книги выходили еще в лихие 90-е. Я тогда, наверное, был самым молодым мемуаристом. Но тогда мне особо нечего было рассказывать, это были скорее подарочные альбомы. А эта книжка похожа на книжку – здесь я дал себе установку — приоткрыться.

— Вас в последнее время не видно на телевидении, вы сознательно ушли с экрана?

— Я же не телевизионный ведущий, чего мне мелькать на экранах? Мне есть чем заняться!
Вот только закончились съемки телевизионного фильма Мирзоева «Контракт» по пьесе Мрожека. Серьезная вещь, серьезная роль… Снялся в передаче ТВЦ «Сто вопросов взрослому», в новогоднем параде звезд… Также продолжаются съемки новогоднего мюзикла в Петербурге.

— Другие, чтобы лишний раз мелькнуть на телеэкране, идут на коньках кататься…

— Ну я же не «другие»! Не хочу никого обижать, значит, они считают, что так нужно. Я это могу сравнить с общепитом. Когда приходишь в столовую, там уже стоит много готовых блюд. Но мне больше нравится, когда приходишь в ресторан, заказываешь блюдо и минут 20 ждешь – потому что его готовят для тебя. Так и здесь. Мне кажется, нужно появляться тогда, когда это нужно, когда тебя ждут. И смею надеяться, у меня это получается!

Марина Хоружая,

Фото автора

...