Лужкова вызвали на допрос
Бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова вызвали на допрос по делу о хищениях в Банке Москвы. Пока в качестве свидетеля. Лужков согласен, чтобы его допросили, но только тогда, когда он сможет вернуться в Россию. Газета ВЗГЛЯД предположила, какие именно вопросы следователи зададут бывшему мэру столицы.
Юрий Лужков в понедельник заявил, что департамент МВД России вызвал его на допрос в рамках уголовного дела о хищениях в Банке Москвы. «Я был вызван повесткой на допрос в понедельник, 24 октября. Однако в настоящее время я нахожусь за границей, где читаю лекции», – заявил Лужков «Интерфаксу» по телефону.
«Следователи попытаются сделать из Лужкова-свидетеля Лужкова-обвиняемого. Со 100-процентной уверенностью этого утверждать нельзя, однако гипотетически возможно все». «Однако я явлюсь к следователю, как только вернусь в Россию», – уверил он. По его словам, его вызвали на допрос в качестве свидетеля. «Я законопослушный гражданин и, конечно же, явлюсь по повестке при возвращении из-за рубежа», – сказал Лужков.
Позиция правильная, потому что отказ помочь следствию в качестве свидетеля и следователи, и общественность могли бы расценить как косвенное признание его вины по делу Банка Москвы.
Сам вызов Лужкова как свидетеля по делу Банка Москвы вполне ожидаем, ведь именно правительство Москвы до недавнего времени было основным акционером этого банка. Впрочем, Лужков склонен считать, что его вызов на допрос «имеет политическую подоплеку» и связан с его «интервью на радиостанции «Свобода». В этом интервью бывший градоначальник подверг критике действующую власть.
«Через два дня после моего интервью я узнал из СМИ, что меня пригласили в следственный департамент МВД по неизвестному мне пока делу», – сказал Лужков. По его словам, повестку из следственного департамента на руки он пока не получил.
Банк Москвы был создан Лужковым в 1995 году, а руководить банком он поставил Андрея Бородина, с которым был в дружеских отношениях. Бородин – сын Фридриха Бородина, давнего друга бывшего столичного мэра.
Вероятно, следователи, вызвавшие на допрос Лужкова, попытаются у него выведать историю его дружеских отношений с Андреем Бородиным, его отцом, а также почему именно Бородину досталось руководство банком Москвы, а потом и право распоряжаться бюджетными средствами столицы.
До февраля этого года правительству Москвы принадлежало 46,48% акций. Именно в этот банк поступали бюджетные средства Москвы, здесь также размещались вклады пенсионеров и бюджетников города, которые составляли основу электората столичного мэра. Лужков делал для банка все и, что важно, пиарил его.
С поста мэра Лужкова убрали в октябре 2010 года, и уже в начале 2011 года Банк Москвы отдали группе ВТБ, которая выкупила пакет акций московского правительства (46,48%). Кроме того, группа приобрела принадлежащие московским властям 25% в Столичной страховой группе, которая владеет 17,32% акций Банка Москвы.
Ставленник Лужкова, бывший президент Банка Москвы Андрей Бородин и его заместитель Дмитрий Акулинин попытались бороться за свой банк, в котором им принадлежало 20,32%. Они были крупнейшими миноритарными акционерами. В том, что топ-менеджеры не только управляют банком, но и являются крупными миноритарными акционерами, нет ничего криминального. Наоборот, на Западе так принято, и это становится популярным в России, чтобы высший менеджмент становился акционером той компании, в которой работает, чтобы, с одной стороны, показать свою лояльность, а с другой – чтобы доказать свое желание работать во благо компании. К примеру, Герман Греф, возглавив Сбербанк, прикупил акции банка, что рынком было воспринято очень позитивно.
Однако следователи, вызвавшие Лужкова на допрос в качестве свидетеля, вероятно, захотят подробнее узнать у бывшего мэра, когда и каким образом Бородин и Акулинин аккумулировали в своих руках 20,32% акций Банка Москвы. Наверняка следователи захотят проверить законность такого рода сделки.
После разгоревшегося конфликта между новым собственником Банка Москвы – группой ВТБ – и крупнейшими миноритарными акционерами Бородин и его советник Лев Алалуев продали свой пакет в Банке Москвы бизнесмену Виталию Юсуфову (сын члена совета директоров Газпрома Игоря Юсуфова). Последний, вероятно, пытался подзаработать на перепродаже пакета группе ВТБ, которая поставила своей целью аккумулировать в своих руках 100% акций Банка Москвы. В сентябре Юсуфов действительно перепродал 19,91% акций группе ВТБ, правда, заработать на этом ему вряд ли удалось. Это еще один не совсем ясный момент, о котором следователи вряд ли забудут спросить Лужкова на допросе.
Спросят его, скорее всего, и о том, как так получилось, что Бородин, скрывающийся в Лондоне от российского правосудия, по данным на сентябрь, по-прежнему остается владельцем акций компании. По неофициальной информации, Бородину принадлежит 4,51% акций банка через кипрский оффшор Plenium Invest. Что знает Лужков об этой кипрской компании?
Впрочем, главные вопросы к Лужкову, скорее всего, будут касаться дела о выдаче Банком Москвы необеспеченных кредитов, из-за чего компания оказалась на грани банкротства, и о мошенничестве, в котором обвиняют Бородина и его заместителя Дмитрия Акулинина и в котором замешана жена Лужкова и глава «Интеко» Елена Батурина.
Новые собственники Банка Москвы – группа ВТБ – провели проверку активов и сделок и были явно не обрадованы, найдя «дыру» более чем в 250 млрд рублей проблемных кредитов, из которых 150 млрд рублей – «совсем плохие». Это значит, что шансы на возврат 150 млрд рублей равны нулю. Все это вылилось в то, что ВТБ и АСВ пришлось в срочном порядке проводить санацию Банка Москвы, оказавшегося на грани банкротства.
Подробная информация о проблемных кредитах Банка Москвы не раскрывается, и когда они появились, также неизвестно. Однако, скорее всего, большая часть этих кредитов (если не все) была выдана при руководстве Бородина и правлении Юрия Лужкова. Следовательно, бывший топ-менеджмент не мог не знать о проблемных кредитах и фактически предбанкротном состоянии Банка Москвы. Так же, как и правительство Москвы, основной акционер банка, должно было контролировать и следить за деятельностью финансовой организации.
Поэтому следователи, безусловно, захотят узнать у Лужкова, знал ли он о плачевной ситуации в Банке Москвы, а если не знал, то почему, а главное – кто тогда знал о выдаче необеспеченных кредитов и мошенничестве с кредитами, но, судя по всему, утаил от мэра столь важную информацию о банке, распоряжающемся бюджетными средствами города. «Почему вы не предпринимали, Юрий Михайлович, хоть каких-то действий для того, чтобы «разрулить» ситуацию в Банке Москвы, когда бюджетные средства уходили на кредитование непонятно каких компаний?» – к такому вопросу Лужков наверняка будет готовиться перед тем, как прилететь в Россию на допрос. Следователи представят Лужкову конкретные эпизоды по выдаче кредитов, превратившихся в проблемные и в «совсем плохие», с целью выяснить, знал ли он о них, с его ли разрешения и одобрения они выдавались или Бородину с Акулининым удавалось «безобразничать» с бюджетными средствами за спиной московского правительства?
И уж точно следователи поинтересуются у Лужкова, знал ли он о том, что с подачи Андрея Бородина и Дмитрия Акулинина Банк Москвы выдал ничем не обеспеченный кредит на целых 13 млрд рублей некой компании по недвижимости «Премьер-эстейт» на покупку земель у компании «Интеко», подконтрольной его жене Елене Батуриной. Впоследствии эти бюджетные средства были перечислены на личный счет Батуриной, полагают следователи.
Правоохранительные органы по этому делу в апреле завели уголовное дело против Бородина и Акулинина по обвинению в злоупотреблении полномочиями. 4 октября это уголовное дело было переквалифицировано департаментом МВД РФ в обвинение в мошенничестве. Следователи, безусловно, захотят узнать, как под носом самого мэра могло быть совершено такое преступление. Не забудут следователи поинтересоваться и об участии в этой сделке его жены.
Правоохранительные органы попытаются заставить Лужкова прояснить ситуацию также с другим обнародованным в августе эпизодом по Банку Москвы. Следователи подозревают Акулинина в неправомерной выдаче в 2008–2009 годах двух кредитов кипрским компаниям на общую сумму 63 млн долларов. Если этот новый эпизод действительно имеет место в деле Бородина и Акулинина, следователи, безусловно, спросят о нем Лужкова, чтобы выяснить подробности и степень участия бывшего мэра в этих сделках.
В целом не исключено, что после смещения Лужкова с поста мэра Москвы, сопровождающегося его громкой критикой на телевидении, да и в прессе, следователи попытаются сделать из Лужкова-свидетеля Лужкова-обвиняемого. Со 100-процентной уверенностью этого утверждать нельзя, однако гипотетически возможно все, говорит газете ВЗГЛЯД партнер и руководитель практики разрешения споров «Пепеляев Групп» Денис Быков. «Скорее всего, Лужков сам лично не принимал решения по управлению Банком Москвы, это не его уровень. Следствие как раз и будет пытаться установить картину управления московского правительства Банком Москвы, чтобы выяснить взаимосвязь и конечные «точки» принимаемых решений», – говорит юрист.
Впрочем, Лужков и как свидетель может оказаться очень полезным, назвав, к примеру, несколько новых фамилий следствию, которые могут пролить свет на то, что же творилось все это время в Банке Москвы, — сообщает деловая газета ВЗГЛЯД.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.