Количество жертв массовых беспорядков в Тегеране может исчисляться десятками. Это заявляют представители иранской оппозиции, сообщает «Первый Канал».

Акции протеста начались в стране ещё на прошлой неделе после президентских выборов, но минувшей ночью ситуация вышла из-под контроля. Полиция попыталась разогнать митинг. О том, что было дальше, известно немного – иранские власти запретили иностранным журналистам освещать уличные волнения.

Репортаж Григория Емельянова

О том, что творилось в Тегеране, можно судить только по кадрам, выхваченным камерами мобильных телефонов в толпе, в самой гуще событий, в плохом качестве, в клубах дыма и слезоточивого газа, которым полиция разгоняла несанкционированный митинг. Другой «картинки» попросту нет: камеры иностранных телекомпаний еще несколько дней назад настойчиво «попросили» с улиц иранские власти.

Западные корреспонденты, работающие в Тегеране, могут получать информацию только от лидеров оппозиции, а те говорят о десятках погибших. Цифры называются самые разные: от 19 до даже 150 человек, всегда с оговоркой «по неподтвержденным данным». Как бы то ни было, звуки выстрелов на видеозаписях слышны отчетливо.

Иранское гостелевидение заявляет о «необходимых мерах по восстановлению порядка» и предостерегает граждан от повторения подобного в будущем.

Измаил Ахмади Мухадам, шеф полиции Тегерана: «События начали выходить из-под контроля, и терпеть такое было уже невозможно. Мы предупреждаем всех зачинщиков беспорядков: на серьезные нарушения закона последует серьезный же ответ».

Не вполне понятно и то, что произошло вчера вечером в пригороде Тегерана, можно сказать, в святая святых Исламской республики, у мавзолея первого аятоллы Хомейни. Налетчик-одиночка взорвал там бомбу: погиб только сам террорист, несколько человек получили осколочные ранения. Не ясно, был ли это теракт или же демонстративное самоубийство в знак протеста, и какое отношение это имеет к сотрясавшим иранскую столицу митингам оппозиции.

Между тем, по словам представителей сил безопасности, они полностью восстановили контроль над ситуацией в Тегеране. Зато на других континентах митинги продолжаются — они прошли в крупных городах Европы и США, где сильны иранские диаспоры. Люди, покинувшие родину после Исламской революции, теперь встали на сторону оппозиции.

Ройя Насири, участница демонстрации (Германия): «Это настоящая революция. Я считаю, что создание Исламской республики 30 лет назад было ошибкой, пришло время эту ошибку исправить».

Впрочем, к мнению иранцев, не проживающих на родине, официальный Тегеран вряд ли станет прислушиваться. А вот пересчитать 10% голосов, поданных на президентских выборах 12 июня, власти согласились. Надо сказать, что этого чисто арифметически недостаточно, чтобы оспорить победу Ахмадинежада, но даже это уже не важно: ведь оппозиция требует не пересчета голосов, а перевыборов.

...