Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта завершила расследование крушения теплохода «Булгария», жертвами которого стали 122 человека. Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии стал целый ряд нарушений, в том числе непрофессионализм экипажа. Вместе с тем эксперты назвали непосредственную причину крушения — в трагедии, как утверждается, виноваты незакрытые иллюминаторы.

«Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна», — говорится в сообщении ведомства, поступившем в «Интерфакс».

Непосредственная причина затопления судна, по версии Ространснадзора, кроется в том, что во время шторма на Волге судно качнуло и через открытые иллюминаторы вода начала заливать внутренние помещения. В результате у судна появился крен на правый борт, что привело к тому, что вода начала поступать в корпус судна еще и с правого борта через главную палубу.

В ведомстве отмечают, что еще при движении судна наблюдался крен на правый борт около 4 градусов. Кроме того, перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах. Однако экипаж судна «Булгария» этого не сделал, а также не обеспечил контроль за его выполнением в пассажирских каютах.

В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту дизель-электрохода было открыто 27 иллюминаторов, на правом — 11 иллюминаторов, говорится в сообщении.

«Около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э «Булгария» входил в левый поворот у осевого поворотного буя номер 82, для чего рули судна были положены влево на 5 градусов. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт», — говорится в сообщении Ространснадзора.

Эксперты комиссии предположили, что после начала поворота в левый борт судна ударил сильный порыв ветра почти под прямым углом. Из-за этого судно еще более накренилось на правый борт, и угол крена составил 9 градусов. «При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды», — сообщает ведомство.

Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер». Для этого рули были положены на 15T влево — в итоге образовался крен 13T на правый борт. При этом суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту.

В этот момент все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала интенсивно поступать во внутренние помещения судна. За последующие 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло, сообщает Ространснадзор.

Помимо этого, 10 июля капитан «Булгарии», несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра и видимости на Куйбышевском водохранилище (порывы ветра до 20 м/с), не поставив в известность ближайшего диспетчера о предстоящем рейсе, принял решение на переход судна от причала населенного пункта Болгары в Казань.

Комиссия пришла к выводу, что «судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского речного регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию с неисправностями судовых механизмов (на судне с 08 июля 2011 года не работал левый главный дизель-генератор); с повреждениями корпуса (наличие четырех отверстий); при силе ветра более 7 баллов (13,5 — 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна».

Кроме того, специалисты сделали вывод о низкой квалификации и недисциплинированности членов экипажа судна, которые на приняли «необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения».

Ространснадзор нашел пробоины в судне, которых не разглядели в СК

Стоит также отметить, что эксперты Ространснадзора, в отличие от следователей СК, нашли пробоины в судне. В ходе последующего осмотра аварийного судна в доке обнаружены четыре отверстия в корпусе судна с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см.

Напомним, что первоначально об этом сообщила газета «Московский комсомолец» со ссылкой на неназванных специалистов Средне-Волжского филиала Российского речного регистра. По данным издания, судно получило пробоины в районе топливного танка основного запаса топлива. Они якобы были нанесены, когда «Булгария» в день гибели двигалась задним ходом в порту Болгары. В результате вода через пробоину площадью в 55-60 кв. см стала заливаться в топливный танк, а также в машинное отделение и под обшивку, что усилило крен на правый борт, ставший роковым.

Руководитель управления взаимодействия со СМИ СК РФ Владимир Маркин позднее опроверг эту информацию. По его словам, указание на анонимных экспертов Средне-Волжского филиала Речного регистра сделано с целью повлиять на общественное мнение, чтобы отвести подозрение от должностных лиц, находящихся под следствием. Силы, стоящие за этими публикациями, считает Маркин, хотят добиться освобождения от уголовной ответственности тех должностных лиц, в отношении которых уже возбуждены или в ближайшее время могут быть возбуждены уголовные дела.

Материалы расследования Ространснадзора в установленном порядке будут направлены в Генеральную прокуратуру РФ. Ведомство также проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства, говорится в сообщении.

Ранее в Ространснадзоре заявили, что решения о наказании четырех чиновников в связи с катастрофой «Булгарии» отменены. «Решением руководителя ведомства отменены приказы начальника управления Волжского Госморречнадзора о дисциплинарном взыскании до завершения работы комиссии Ространснадзора по расследованию причин гибели теплохода и установления объективных обстоятельств трагедии», — сообщили в ведомстве.

...