24 июня, когда большинство студентов Воронежа заканчивает сдавать экзамены, на площадке дискуссионного клуба «Я вправе» состоялось обсуждение прав студентов. Так как это понятие ни в одном из документов четко не определено, то и обсуждали собравшиеся за одним столом очень разные, но одинаково важные для воронежских студентов темы.

Без сомнения, одна из горячих тем сейчас — это идущие реформы в сфере образования, в том числе и высшего, финальный пункт которых едва ли кому-то известен. Об опыте своей страны рассказал Валентин Яндт, волонтер из Германии, приехавший на год в Россию. Как оказалось, введение Болонской системы принесло много негативного и в эту страну, например, коммерциализацию образования. Правда, немецким студентам через многочисленные протесты удалось отстоять свое право на бесплатное образование в большей части земель. Тем не менее, ряд прав, связанных с управлением вузом (участие в выборах ректора, более свободный выбор образовательной программы), все же так или иначе были потеряны. В России также внедряется Болонская система, но несмотря на глухое недовольство, каких-то явных протестов пока не слышно. Хотя многие так и не поняли, в чем суть этих реформ, тем более, что какие-то достижения от внедрения заметны в единичных вузах, например, в Высшей школе экономики в Москве.

Второй темой, о которой пошла речь на встрече, стали взаимоотношения студентов и армии. Собравшиеся обменялись опытом о том, как нарушается право на образование из-за потребностей армии в солдатах. К слову, в этом году в Германии наконец-то окончательно отказались от призывной и перешли к профессиональной армии. Своим опытом службы в армии поделился недавно отслуживший выпускник воронежского вуза. К сожалению, стоит констатировать, что в армии профессиональные способности, равно как и наличие высшего образования, едва ли учитываются. Более того, чему же общественно полезному учит эта «школа жизни» в ходе разговора с отслужившим гражданином так определить и не удалось. Не обошло обсуждение и тему альтернативной гражданской службы, о которой до сих пор мало кто знает и которая отличается более долгим сроком службы, но которая, в то же время, иногда все же учитывает образование призывников, а также позволяет продолжить учебу или начать новую в очно-заочной форме.

Далее мероприятие продолжилось в режиме обмена проблемами, примерами успешных и не очень решений. Отдельную презентацию «историй успеха» по отстаиванию различных прав студентов провела Международная Сеть по правам студентов, занимающаяся просвещением, образованием, а также непосредственной защитой прав учащихся вузов в постсоветском пространстве, в том числе и в нашем городе. В ходе обсуждения возможностей Сети участники дискуссионного клуба попытались накидать стратегию разрешения проблемы группы студентов, связанной с качеством предоставляемого образования.

Дискуссия завершилась набрасыванием идей для следующих встреч.

Дискуссионные клубы программы «Я вправе» проводятся ежемесячно с участием представителей общественных организаций региона, научного сообщества и СМИ, а также студентов и всех тех, кому интересны права человека и механизмы их защиты.

...