Призыв аспирантов в армию незаконен
С конца 2010 года призывные комиссии стали не только отказывать в предоставлении отсрочек аспирантам, но и пытаться призвать тех, кто уже получил эту отсрочку. Законна ли эта практика? Последнее изменение федерального закона о Воинской обязанности и военной службе (далее ЗВОВС), регламентирующее предоставление отсрочек для получения послвузовского образования вступило в силу с начала 2008 года.
В соответствии с редакцией ЗВОВС от 04.12.2007 ( пп»б» п. 2 статьи 24) имеют право на отсрочку граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения:
в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или
в научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования.
Отсрочка предоставляется на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ (а так же на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования).
В соответствии с этой нормой в 2008-2010 годах аспиранты получали отсрочки от призыва на военную службу. Однако в конце 2010 года военное ведомство изменило свою позицию по данному вопросу, мотивируя тем, что фактически высшие учебные заведения страны в настоящее время осуществляют подготовку аспирантов без аккредитации соответствующих программ послевузовского образования.
Однако, при системном толковании законодательства, регулирующего вопросы аккредитации образовательной деятельности, становится очевидно, что наличие у ВУЗов государственной аккредитации по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования является достаточным. Этой позиции придерживается и Минобрнауки РФ, дав официальные разъяснения в письме N 04-279 от 03 мая 2011 г.
Действительно на практике не существует действующего механизма аккредитации по направлениям послевузовской подготовки. Так как в соответствии с статьей 33.2 закона «Об образовании» (N 3266-1 ред. От 02.02.2011), целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям… Однако ни в 2008 году, ни в 2011 году федеральных государственных требований для послевузовского профессионального образования разработано не было. Очевидно, что в отсутствие подобных требований аккредитация невозможна. Что подтверждает и Рособрнадзор (служба, которая непосредственно занимается аккредитацией), указывая в своём инструктивном письме от 02-77 от 29.03.2011 , что образовательные программы, по которым на момент подачи заявления на аккредитацию, не установлены государственные требования, в заявлении на аккредитацию не указываются. Т.е. и не аккредитуются. В связи с чем ни ВУЗы ни научные организации на данный момент физически не могут быть аккредитованы по направлениям профессионального послевузовского образования. Таким образом, вводя норму о необходимости наличия аккредитации у ВУЗов, как условия для предоставления отсрочки, законодатель имел ввиду аккредитацию по соответствующим направлениям высшего образованиям, вполне справедливо не требуя последнюю у научных организаций. Что характерно, и призывные комиссии с 2008 года до конца 2010 года соглашались с подобной трактовкой закона и довольствовались тем, что ВУЗы указывали в справках №2 Перечня к приложению N 32 к «Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ»1, реквизитов свидетельства об аккредитации ВУЗов по направлениям высшего образования. Очевидно, что принцип предсказуемости правового регулирования не позволяет правоприменителю использовать одну и ту же норму по разному в зависимости от актуальных потребностей, и, если в период с 2008 по 2010 год отсрочки по этому основанию предоставлялись, то и в 2011 такая практика должна быть продолжена. Тем более не может быть и речи о призыве тех аспирантов, кому ранее была предоставлена отсрочка. В соответствии с п.2 ст. 22 ЗВОВС не призываются на военную службу … граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва. А согласно п.19 «Положения о призыве»2, призыву на военную службу подлежит призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки. Следовательно, если сроки действия отсрочки в соответствии с пп»б» п. 2 статьи 24 ЗВОВС не истекли, ВУЗ не лишен ни лицензии, ни аккредитации, действовавших на момент предоставления отсрочки, граждане, воспользовавшиеся правом на отсрочку по этому основанию призыву не подлежат.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что призыв на военную службу аспирантов, заявивших о своем желании воспользоваться отсрочкой на время получения профессионального послевузовского образования, не связан с правовыми коллизиями, а является прямым и грубым нарушением действующего законодательства со стороны призывных комиссий, своеобразно толкующих нечётко изложенную норму закона. Подобные решения незаконны и должны быть обжалованы.
Максим Викторович Бурмицкий
Директор Агентства правовых действий,
Правовой эксперт международного проекта «Общество и армия»,
Эксперт Рабочей группы по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
e-mail armylegal#gmail.com
+79O5 752 74 93
icq # 217053779
skype: maxim.burmitskiy
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.