11 апреля в распоряжении правозащитных организаций оказался Закон Воронежской области от 5 апреля 2011 № 34-ОЗ «О внесении изменений в закон Воронежской области «О порядке подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия». Закон опубликован 7 апреля и вступит в законную силу 17 апреля.

«Свершилось то, о чем так долго мечтали наши чиновники– теперь они не будут видеть под своими окнами недовольных горожан», сообщает информационная служба Межрегиональной правозащитной группы. С принятием нового областного закона граждане практически не смогут донести свои требования до властей через пикеты или митинги.

Напомним, что Федеральный закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит исчерпывающий перечень мест (пограничная зона, опасные производства и т.п.), на которых проведение мероприятий запрещается. В то же время он наделяет органы местного самоуправления правом предложить организатору изменить место акции. Конституционный суд, в свою очередь, детализировал это право власти, указав, что должны иметься убедительные и неопровержимые доводы, оправдывающие перенос места проведения публичного мероприятия.
Мэрия Воронежа неоднократно предпринимала попытки ограничить протестные мероприятия на площади Ленина. В 2010 году было принято Постановление, рекомендовавшее для проведения акций лишь 8 мест в городе. В связи с запретом митингов на площади суды Воронежа неоднократно признавали действия чиновников незаконными.

Закон Воронежской области устанавливает, что предложение об изменении места публичного мероприятия может быть направлено организатору в 9 случаях.

Самым одиозным стал п.п.4 п. 6 ст. 8.1. закона – организатор получит от мэрии предложение «пойти на Адмиралтейскую площадь», если публичное мероприятие на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, предполагается проводить в будний день на улицах, на которых имеются здания органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и искусства, физкультурно-спортивных организаций и по которым проходит основной пассажиропоток в населенном пункте (далее — центральные улицы). Таким образом обратиться с лозунгами к чиновникам в их рабочее время, либо просто провести митинг на центральной улице будет крайне затруднительно.
Также ограничиваются акции автомобилистов или если к месту акции нужно будет провезти звукоусиливающую аппаратуру – место акции будет изменено, если «публичное мероприятие предполагается проводить с использованием транспортных средств».
Ну и классическое основание для отказа в согласовании акции вошло в перечень: «если во время проведения публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры будут вестись ремонтные работы, в связи с чем требуется соблюдение специальных правил техники безопасности».
Самым, наверное, циничным стал пункт, обязывающий органы местного самоуправления «обеспечивать движение транспортных средств без заторов, которые могут образоваться в связи с проведением публичного мероприятия». Здесь можно только помечтать о том времени, когда в каком-нибудь законе появится обязанность власти обеспечить движение транспортных средств без заторов, которые могут образоваться в связи с проездом кортежей чиновников или незаконной парковкой.

Комментирует Ольга Гнездилова, адвокат, правовой советник Межрегиональной правозащитной группы: «Правозащитные организации региона крайне обеспокоены ограничением права граждан проводить пикета и митинги вблизи органов власти. Мы намерены обратиться к Уполномоченному по правам человека в Воронежской области Татьяне Зражевской, а также в прокуратуру области с просьбой дать оценку соответствия областного закона Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Также мы рассматриваем возможность обратиться в суд с заявлением о признании закона недействующим, если этого не сделает прокуратура».

Комментирует Алексей Козлов, Фонд «За экологическую и социальную справедливость»: «С принятием 5 апреля областного закона, воронежцы потеряли последнее политическое право – обратиться к власти через мирные акции. Нас лишили возможности выбирать губернаторов, выборы в законодательные органы сложно назвать справедливыми, стало практически невозможно организовать референдум, серьезное давление испытывают независимые СМИ. Провести пикет у мэрии часто единственная возможность быть услышанным, но теперь и это право существенно ограничено».

...