Против полковника разведки Владимира Квачкова, задержанного и арестованного в четверг поздно вечером, возбуждено уголовное дело о покушении на организацию вооруженного мятежа (ч. 1 ст. 30, ст. 279) и вербовке или вовлечении лиц в террористическую деятельность (ч. 1 ст. 205 УК РФ), сообщили в центре общественных связей ФСБ. По статье о мятеже предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы, сообщает newsru.com.

Согласно закону, если в течение 10 дней со дня вынесения постановления об аресте Квачкову не предъявят обвинение, он должен быть освобожден. У адвокатов есть три дня, чтобы обжаловать постановление об аресте, и они намерены этим воспользоваться. Защитник Алексей Першин заявил, что «судебное заседание было проведено с грубейшими нарушениями процессуального кодекса».

Ходатайство об аресте рассматривал дежурный судья. Он должен был работать в тот день до 19:00, но сотрудники ФСБ, проводившие задержание полковника, связались с ним по телефону, попросив задержаться на работе до их приезда. Судья согласился подождать.

Заседание проходило за закрытыми дверями, поскольку материалы дела засекречены, передает ИТАР-ТАСС. Как отмечает в пятницу «Коммерсант», статья о вооруженном мятеже применима лишь к военнослужащим. Даже при рассмотрении дел чеченских полевых командиров суды снимали эту статью, если обвиняемые не состояли на службе в вооруженных силах Ичкерии.

Какие конкретно действия Квачкова лежат в фабуле обвинения, не раскрывается. Однако газета обращает внимание, что задержание последовало вскоре после того, как по распоряжению президента Дмитрия Медведева ФСБ подключилась к расследованию массовых беспорядков в Москве.

При этом 13 декабря, после событий на Манежной площади, в которых он не участвовал, полковник Квачков давал интервью интернет-радио «Штурм». Он держался подчеркнуто корректно. В ответ на вопрос одного из радиослушателей, что полковник «посоветовал бы русским людям в случае повторения ситуации, аналогичной событиям на Манежной площади», Владимир Квачков ответил: «Если я посоветую русским людям, что делать, то это будет 280-я и 430-я статьи Уголовного кодекса». «Статья 430 означает попытку подстрекательства, а 280-я — призыв к насильственному свержению власти. Вы думайте, ребята, что вы задаете», — добавил он.

«Коммерсант» приводит подробности задержания. В дверь квартиры семьи Квачковых на Бережковской набережной Москвы позвонили около половины шестого вечера. Полковник в это время давал интервью редактору оппозиционного издания «Знание и власть» Валерию Задерею.

Подойдя к двери и посмотрев в глазок, Квачков, по его словам, увидел множество лиц в штатском. Переговорив с ними через дверь, полковник выяснил, что это сотрудники ФСБ, на руках у которых имеется постановление о проведении обыска. Квачков комментировал журналистам происходившее прямо из квартиры.

«Сейчас там за стеной фэсбэшники, которые штурмуют мою квартиру», — сообщил он «Газете.Ru», пояснив, что сотрудники спецслужб потребовали открыть дверь, но Квачков их сначала не пустил. В квартире был отключен свет. «Мой адвокат планирует посмотреть, что за документы у них, и потом будем принимать решения», — сказал он.

Квартира Квачкова расположена на пятом этаже шестиэтажного дома. Вход в подъезд вечером был заблокирован — сотрудники правоохранительных органов пускали внутрь только жильцов и адвоката полковника Алексея Першина. Тот рассказал изданию, что оперативники стояли на каждом этаже. Всего, по словам Першина, на штурм квартиры прибыли «12 следователей, оперативников и сотрудников ФСБ». Внизу у подъезда дежурили милиционеры.

Так как полковник отказывался впускать визитеров, на место для вскрытия квартиры были вызваны сотрудники МЧС, продолжает рассказ «Газета.Ru». По ее данным, в 18:20, после того как спасатели вскрыли двери, полковника вывели из подъезда.

Однако, по данным «Коммерсанта», штурма не понадобилось. Владимир Квачков дверь все-таки открыл. Самые примечательные цитаты по теме приводит сайт «Заголовки.ru».

Когда Квачкова увезли оставшиеся на Бережковской набережной сотрудники ФСБ приступили к обыску жилища полковника. «По мнению спецслужб, в квартире полковника могут находиться запрещенные к обороту предметы, а также карты, схемы и планы вооруженного восстания, которое он якобы подготавливает», — сообщил адвокат «Газете.Ru». «У чекистов есть информация, что в доме хранится подробный письменный план захвата власти, а также список участников мятежа», — пояснил он «Коммерсанту».

Однако, по словам адвоката, ничего противозаконного — оружия, планов захвата власти или экстремистской литературы — в квартире обнаружено не было.

В пятницу Квачков сказал «Интерфаксу», что в результате обыска «изъяли несколько коробок каких-то документов», скорее всего, связанных с организацией «Народное ополчение имени Минина и Пожарского», которое возглавляет Квачков. Он повторил, что ничего запрещенного в квартире полковника не было.

Першин сообщил, что в документах, которые были ему предъявлены, сказано, что полковник «является подозреваемым по уголовному делу о призывах к вооруженному мятежу». Оно было возбуждено еще летом этого года в отношении одного из членов «Народного ополчения».

«Девять десятых этого движения — люди от 70 лет и старше, которые физически не могут принять участия в вооруженном мятеже, — пояснили тем временем бывшие сослуживцы полковника, проходившие вместе с ним по делу о покушении на Анатолия Чубайса. — Доверия к этому движению у действующих военных нет никакого. Вызывает опасение лишь судьба тех людей, которые записались в движение. Квачков же пострадал только за свою риторику».

Правозащитник призвал серьезно расследовать причастность Квачкова к радикальным националистам

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод (эта организация специализируется на мониторинге ксенофобии в России) прокомментировал ситуацию «Интерфаксу». «Если у правоохранительных органов есть серьезные подозрения в участии Квачкова в преступной деятельности, то в суде сторона обвинения должна четко обосновать свою позицию, а не превращать все фарс, как это было на процессе по делу о попытке покушения на Анатолия Чубайса», — сказал он.

Правозащитник считает, что правоохранительные органы должны расследовать участие полковника в радикально-националистическом движении. «Квачков — одна из опорных фигур радикального национализма в России. Он не скрывает своих ультранационалистических взглядов и печатает книги, не скрывает своих крайне радикальных планов и идей, которые идут вразрез с Конституцией», — сказал он.

«Квачков претендует на роль народного героя типа Степана Разина и Емельяна Пугачева. Он активно ездит по стране, встречается с казачеством, отставными военными, есть информация о том, что он готовил людей к радикальным решительным действиям», — сообщил Брод.

Квачков: преследование инициировал Чубайс. История с тольяттинским арбалетом

Сам Квачков заявил, что эта акция стала ответом на вчерашнее решение Верховного суда, постановившего, что он невиновен в покушении на Чубайса. «Одна затея посадить нас у них не получилась, теперь они другую затею придумали», — сказал он. По его мнению, основанием к его новому преследованию стали показания его соратника из Тольятти.

«Согласно тем документам, которые есть, в Тольятти вооруженный арбалетом за 10 тысяч рублей, подчеркиваю, человек, послал группу во Владимир, которая готовила там вооруженный мятеж», — сказал Квачков. Он пояснил, что соратник был руководителем Тольяттинского отделения «Народного Ополчения Минина и Пожарского». «Его арестовали. Через 10 дней допросов он дал показания на меня», — отметил Квачков, хотя этот человек толком ничего не говорил.

Он не смог уточнить, где, по мнению следствия, готовил вооруженный мятеж. «Сейчас нужно почитать», — добавил арестованный. «Это все продолжение событий 20 июля, когда у меня был проведен обыск», — сказал он.

Квачков считает, что его преследование инициировано Анатолием Чубайсом. «Верховный суд после почти 6-летних мытарств оправдал меня окончательно», — отметил арестованный.

По его словам, никаких данных о том, что «Народное ополчение» — террористическая организация, которая готовила вооруженный мятеж, у следствия нет.

«Статьи, которые мне сейчас вменяются, в частности, 205-я (содействие террористической деятельности) выведены из компетенции присяжных. Теперь все будет ровненько. Чубайс получил отпор через суд присяжных и пошел по накатанной схеме», — сказал Квачков.

В свою очередь соратник Квачкова, член штаба «Народного ополчения» Юрий Екишев сказал «Интерфаксу», что летом этого года, помимо обысков у Квачкова они прошли у сорока его единомышленников по всей стране.

«После этого обыска мы приехали в суд, чтобы нас ознакомили с основаниями для проведения следственных действий. Оказалось, что Петр Галкин из Тольяттинского отделения съездил в Сызрань, там велась негласная аудиозапись, мы ее не слышали. На основании вот таких нелепостей, был состряпан повод для обысков по всей стране», — сказал Екишев.

Петра Галкина задержали во Владимире в лесу со спортивным арбалетом. Он, «сказал что-то про Квачкова», отметил Екишев. При этом Галкин, проведя в следственном изоляторе два дня, сейчас находится на свободе.

Правоохранительные органы 20 июля провели ряд обысков у десятков активистов «Всероссийского народного ополчения имени Минина и Пожарского» в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Кургане и Владимире, в том числе и в квартире Квачкова. Он тогда назвал эти обыски «настоящей акцией устрашения». «Дело о покушении на Чубайса зашло в тупик, и, по всей видимости, решили придумать что-то еще», — заявил полковник.

По его сведениям, обыски проводились в рамках уголовного дела в отношении одного из активистов организации, обвиняемого в экстремизме. «Он, якобы, когда-то призывал к свержению этой власти», — сказал полковник.

Дважды оправданные «киллеры»

17 марта 2005 года в 1,5 км от поселка Жаворонки Одинцовского района Московской области на обочине дороги произошел взрыв управляемого взрывного устройства в момент следования служебного автомобиля, в котором находился Чубайс, являвшийся в то время главой РАО ЕЭС, и автомашины сопровождения с охраной.

По подозрению в причастности к покушению на Чубайса 19 марта того же года был задержан полковник Квачков. 25 марта прокуратура предъявила ему обвинение. Позже были задержаны его сослуживцы Яшин и Найденов. 11 декабря 2006 года в Москве был задержан четвертый обвиняемый по делу о покушении на Чубайса преподаватель истории Миронов. В тот же день ему было предъявлено обвинение.

16 июня 2009 года Мособлсуд на основании вердикта присяжных оправдал Квачкова, Яшина и Найденова. Однако оправдательный приговор был отменен Верховным судом РФ, а дело возвращено на новое рассмотрение.

При этом дело Миронова, рассматривавшееся до этого отдельно, было объединено в одно производство с остальными фигурантами. Уголовное дело рассматривалось в Мособлсуде с марта 2006 года, при этом суд дважды распускал коллегию присяжных. Второй судебный процесс по требованию защиты также проходил с участием присяжных.

Фигурантов обвиняли в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и покушении на убийство двух и более лиц, совершенном общественно опасным способом группой лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 30, ч.2 ст.105).

Квачков, Яшин и Найденов также обвинялись в незаконном изготовлении оружия, совершенном организованной группой (ч.3 ст.223), незаконном приобретении, передаче, хранении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, совершенных организованной группой (ч.3 ст.222), и в умышленном уничтожении или повреждении имущества (ч.2, ст.167).

...