Народная мудрость гласит: в жизни человека существует три главных события — рождение, свадьба и смерть. Каждое из них является базисом для мощной сферы услуг. На Западе традиционно всей организационной суетой занимаются специализированные свадебные агентства — профессионалы, знающие, где что достать, и способные предложить любую услугу.

Агентство может не только подобрать место свадьбы и организовать традиционное мероприятие, но и придумать для свадьбы что-то оригинальное. Свадебными агентствами пользуются все слои населения, независимо от материального состояния каждый может подобрать организатора под любой, даже самый незначительный, бюджет.

В России свадебный бизнес находится в стадии становления, но при этом рынок свадебных услуг развивается очень динамично. Причины этого развития – улучшение экономической ситуации в стране и, как следствие, повышение благосостояния населения. Важной причиной можно назвать и психологический фактор, сопровождающий повышение благосостояния – желание избавить себя от лишних хлопот. Именно поэтому главные игроки рынка свадебных услуг – агентства, оказывающие весь спектр услуг по организации и проведению свадеб. Специалисты в данной области предсказывают увеличение объема рынка в ближайшие два года, как минимум, в два раза. Бюджет мероприятия обычно складывается из оплаты конкретных услуг и товаров, а также гонорара агентства. По материалам маркетингового агентства Step by Step, объём свадебного рынка в 2006 году (платы агентствам за организацию мероприятия без стоимости банкета) составил свыше 100 млн долларов. Тем не менее эксперты оценивают емкость рынка свадебных услуг в размерах 60-200 млн долларов. Около трети этих средств осваиваются специальными свадебными и околосвадебными агентствами. Ежегодно открывается масса новых агентств, занимающихся организацией праздников, включая свадьбы. Не меньше их ежегодно и закрывается. Ежегодный оборот крупного свадебного агентства может составлять сотни тысяч долларов.

Свадебные агентства обычно берут за услуги 10% от стоимости заказанных услуг, а некоторые предлагают пакет услуг, разделенный на классы по цене. Стоимость стандартного (самого дешевого) пакета услуг начинается от 1500 долларов и включает в себя полностью организацию свадьбы за исключением банкета (транспорт, букет невесты, прическа, тамада, DJ, фото- и видеосъемка и т.д.).
В Европе свадьба обходится в 10-20 тыс. евро. При этом основная статья расходов — свадебный обед, он составляет половину всех расходов на свадьбу (от 60 евро на человека). Вторая статья расходов – свадебное платье невесты. Оно стоит в среднем около 2000 евро (примерно 10-20% от общих расходов). На свадебный букет и аксессуары к свадебному платью невеста тратит еще 350 евро. Свадебный кортеж (берется в аренду) стоит около 300 евро. Украшение церкви или места проведения торжества цветами – примерно 240 евро. Заказ свадебного оркестра – от 180 евро. Фотограф и видеооператор – по 900 евро каждый.

Структура свадебных расходов российских молодоженов, согласно результатам исследования агентства Abarus Market Research, выглядит следующим образом: на первом месте стоит банкет (от 23% до 60%); на втором месте – свадебные туалеты жениха и невесты – на двоих от 18% до 35%; на третьем месте, в зависимости от бюджета новобрачных, стоит проведение свадьбы, покупка обручальных колец и расходы в Загсе.

Свадебный наряд – одна из основных статей расходов. В Москве порядка сотни свадебных салонов, продающих платья по цене от 5 тыс. до 150 тыс. рублей. Но основная масса клиентов покупает платья за 20-30 тыс. А ведь есть еще рынки, где продается дешевая и зачастую некачественная продукция из Китая и с Украины. На Украине есть деревни, где все жители шьют свадебные платья для российского рынка, а поскольку на платья нет никакой пошлины, то и оптовая цена их $100. Но даже если принять, что все невесты выбирают недорогие платья за 15 тыс. рублей, а выбрать свадебные платья в Москве хотят ежегодно 78 тыс. невест, получается, что объем рынка свадебных платьев превышает $40 млн.

По результатам исследований, в Москве в среднем затраты на свадьбу составляют 80-100 тыс. рублей (включая банкет). По данным участников рынка, самая дешевая свадьба на 35 человек гостей в Москве обойдется в 40 000 руб. (при условии самостоятельной организации праздника, покупки платья на рынке, без заказа банкета в ресторане и количества гостей не более 30 человек). По некоторым данным, в минимальную сумму стараются уложиться 30% пар. Еще 60% пар тратят на свадьбу в среднем 80-100тыс.р. (включая банкет). И около 10% пар тратят на свадьбу более 300 тыс. руб., включая банкет. Если бюджет позволяет, приглашают звездных артистов. В среднем звезда стоит $8-15 тыс. за 40-минутное выступление.
На рынке свадебных услуг в настоящее время действуют довольно большое количество игроков: существует более тысячи свадебных салонов и более 300 агентств по организации свадеб, также необходимо отметить, что крупных специализированных свадебных агентств на московском рынке не более десятка. На них приходится половина оборота всех свадебных агентств. Остальные деньги приходятся на услуги Загсов, частников по объявлениям и тех, кто не обращается к услугам свадебных агентств. Наиболее известными агентствами в Москве являются «FAMILY», «Wedding Consult», «Студия Свадебных событий», «Любовь-Морковь», «Мастерская Оп-Позиция». Из представленных агентств только половина входят в Российскую свадебную ассоциацию – это «Scarlet Star», «Mon Amour», «Студия Свадебных событий», «FAMILY» (по результатам исследований рынка свадебных услуг, проведенного специалистами агентства Abarus Market Research и компанией «Бизнес-Рейтинг».
Свадьбы приносят стабильный доход не только специализированным агентствам, но и смежному бизнесу — ресторанному, цветочному, туристическому. Для любого ресторана, например, свадьба — гораздо более выгодное дело, чем работа в обычном режиме. Например, при среднем свадебном чеке $100 на посетителя и средних масштабах столичной свадьбы дополнительный доход столичных ресторанов получается вполне приличный — до $250 млн ежегодно оставляют брачующиеся в столичных заведениях общественного питания. Затраты на площадку достигают 35-40% бюджета средней свадьбы, а в плане выбора площадки почти нет ничего невозможного — свадьбу можно провести хоть в Оружейной палате, хоть на станции метро.
Цветочники тоже своего не упускают, ведь помимо стандартного букета невесты ($100) и украшения машин часто приходится оформлять и ресторанные залы, а это уже $500 и выше.
После свадьбы молодым принято устраивать свадебное путешествие, которое обычно дороже стандартных туров — не потому, что чем-то отличается, просто на свадьбах редко экономят, выбираются хорошие отели в недешевых теплых странах. Ежегодно молодые на туры тратят более $100 млн.

...