В Воронежском цирке начались гастроли программы «Цирк зажигает огни», которая посвящена 100-летию Росгосцирка. Воронежцы с удовольствием наблюдают за бурыми медведями, которые не только катаются на велосипедах, но и решают головоломки, дрессированными кошечками, а также зачудесными обезьянками-пародистами под руководством Наталии Якубовой. От того, что выделывают воздушные акробаты под руководством Владимира Довейко, и вовсе дух захватывает, а сердце уходит в пятки. Детвору веселит смешной клоун Игги, а лучшему в мире конному аттракцион под руководством Народного артиста РСФСР Юрия Мерденова, зрители в конце аплодируют стоя!

Ах, как эффектно мчится по арене тачанка с лихими казаками на красавицах-лошадях, которые еще и выделывают различные трюки. Высокий артистизм и отточенная техника исполнения опасных трюков выгодно отличают аттракцион Мерденова от любого другого, ведь его «Кубанские казаки» — не просто набор трюков, а само по себе художественное произведение. Опасные трюки следуют один за другим, не давая зрителю опомниться. Джигиты на огромной скорости мчатся на лошадях поперек седла, делают «вертушку», «ножницы», «рубку»… Но больше всего восхищает трюк «длинный обрыв» — когда одна нога наездника в петле у седла, голова едва не задевает копыта лошади, а сам наездник едва волочится по земле. Кажется, что из такого положения снова подняться не возможно, но через мгновение наездник снова в седле. Еще один уникальный трюк — «двойной пролаз» под животом скачущей лошади — впервые в истории цирка был исполнен именно Юрием Мерденовым совместно с сыном Алибека Кантемирова — Ирбеком, об этом свидетельствуют записи в цирковых энциклопедиях. Кстати, «Кубанским казакам» аплодировал сам Папа Римский в Ватикане!

Детвора неустанно аплодирует, когда на манеже появляются бурые медведи под руководством Натальи Волковой-Симоновой и ее супруга Вадима Волкова. Их медвежий аттракцион заметно отличается от многих других, ведь их бурые питомцы не просто банально ездят на велосипеде (хотя и это они делают легко и непринужденно), прыгают на батуте и умильно танцуют, дрыгая попками, но еще и выполняют интеллектуальные трюки. Они с легкостью выполняют различные задачки «для ума» — загоняют фишки в «правильные» лунки, катают шарик по лабиринту… И безусловно, это куда сложнее, чем научить медведя кататься на велосипеде, хотя смотрится это и более зрелищно. Дрессировщица говорит, что обучить косолапого кататься на велосипеде или самокате не так уж и сложно, а вот решать логические задачи, где требуется разбираться с формами, выстраивать стратегию, находить оптимальные варианты — не каждому по силу.

Еще один очень сильный и зрелищный номер — обезьянки-пародисты народной артистки РФ, ученицы Юрия Дурова, Наталии Якубовой. Эта очаровательная и улыбчивая дрессировщица работает со своими питомцами уже 38 лет! Всего у Наталии 12 обезьян: макаки-лапундеры, макаки-резусы и маленький шляпный макак, который ловко скачет верхом на собаке. Ее номер не похож ни на чей другой. 11 макак под пристальным вниманием этой очаровательной талантливой дрессировщицы, что только не вытворяют на манеже! Как говорит сама дрессировщица, это «добрая пародия на артистов цирка». Кстати, это единственные в мире пародисты цирковых номеров! Воронежцы могут увидеть в обезьяньем обличье акробатов, канатоходцев, джигитов на пони и собаках и т.д.

От воздушного полета на качелях «Миллениум» и вовсе захватывает дух. Когда артисты начинают раскачивать над манежем гигантские качели, зрители даже не догадываются, что через несколько секунд их спокойствие закончится, и сердце каждого из присутствующих начнет биться в бешеном ритме. Длина чистого полета — от 8 до 10 метров. Высота от сетки- около 12 метров (к слову, это высота 4-этажного дома). И никакой страховки в воздухе.! На то, чтобы увидеть партнера и зацепиться за его руки, есть доля секунды, которая может стоить жизни. А чего стоит самый опасный трюк номера под названием Капля. Около 18 метров свободного полета вниз головой. Это настоящий адреналин не только для артиста, но и для зрителя. Опасность таких трюков не шуточная. 13 марта 2013 года кенийский акробат упал с 26-метровой высоты — внезапно порвалась страховочная сетка, прошедшая все испытания, порвалась. Слава Богу, она самортизировала и артист остался жив, отделался переломом атланта.

Аттракцион Владимира Довейко «Миллениум» выделяется сложным оборудованием и большим количеством участников которые исполняют головокружительные трюки. Аппарат для воздушного полета разработал лично Владимир Довейко. «Без лишней скромности могу сказать, что аналога такого аппарата в мире не существует», — говорит Владимир Владимирович. 

Владимир Довейко — представитель известной цирковой династии акробатов. Его отец — Владимир Довейко-старший — народный артист СССР, обладатель высшей цирковой награды «Золотой клоун» в Монте-Карло (1985). С Довейко-старшим связана интересная история — во время Великой Отечественной войны он был летчиком. Довейко нарисовал на своем самолете улыбающегося клоуна. Не раз отличившись в бою, он в том числе, подбил самолет, в котором находился племянник Геринга. Тогда был издан приказ уничтожить «смеющегося паяца».

Довейко-младший — акробат, режиссер (в 1975 году окончил ГИТИС). Работал в номере отца, исполнял уникальные трюки с подкидной доски на одной ходуле, двойное сальто-мортале, двойное сальто-мортале прогнувшись и сальто-мортале с двойным пируэтом. 
Создал аттракцион «Русские качели». Во время гастролей в Китае артистов этого аттракциона пресса назвала — «русскими самоубийцами». Довейко — лауреат международных цирковых конкурсов в Вероне («Золотая звезда», 1991), Монте-Карло («Серебряный клоун», 1994), Китае («Золотой лев», 1995).После «Русских качелей», которым рукоплескал весь мир, Довейко 10 лет проработал в иллюзионном жанре. Пока руководство Росгосцирка не решило закрыть его номер. В Главке предложили придумать новый номер — воздушный. Довейко думал не один месяц — не хотел ни повторять чужие номера, ни брать свой номер из прежнего репертуара.

Довейко в прошлом был акробатом и его аттракцион «Русские качели» гремел на весь мир. Качели работали в цирке испокон веков — акробаты раскачивались на них и прыгали. Но именно Довейко совершил в номере революцию — соединил качели с небольшим трамплином, чего ни у кого никогда не было. Это позволило акробатам отталкиваться и прыгать так, как это делают прыгуны в воду. Это в разы увеличило высоту прыжка. Такое новшество артист даже запатентовал, аппарат так и стали называть — «Качели Довейко».  В свое время он, будучи акробатом, выполнял трюки на грани жизни и смерти. Его рекорды — золотая коллекция не только российского, но и мирового цирка. «Двойное заднее сальто-мортале в группировке на одной ходуле с подкидной доски» и «сальто-мортале прогнувшись с двойным пируэтом» — два из пяти его коронных трюков. И все это в 70-е годы…

Казалось бы, чем он мог еще после этого удивить публику? Решил, что воздушные акробаты-вольтижеры должны лететь навстречу другу другу, пересекаться в полете, и возвращаться на места друг друга. Полет их должен быть длинный и стремительный., словно полет метеорита или кометы. Он представлял номер по-настоящему планетарного масштаба и назвать его решил так же громко — «Миллениум». Для реализации этой идеи нужно было поднять те самые качели под купол. Он поднял, сделал снизу ловиторки (ловитор — человек который ловит летящего к нему гимнаста). Обычно ловитор находится на отдельно висящей ловиторке, а вот соединить ловиторку с качелями до этого в цирке не приходило никому в голову. Идея Довейко стала по-настоящему новаторской. Правда конструкция получилась довольно тяжелая — под 100 кг каждая. Поэтому в работу с качелями пришлось включить специально физически подготовленных людей — качал (всего для выполнения номера потребовалось 12 человек). На сегодняшний день мастерство акробатов Владимира Довейко настолько отточено, что они даже смогли переплюнуть главных конкурентов — акробатов из Северной Кореи. До того времени только они выполняли в полете 4 сальто-мортале вперед, но Довейко со своими учениками бросил коллегам вызов и его гимнаст Максим Казанцев смог повторить этот рекордный трюк, превзойдя корейских коллег в сложности. Завершает аттракцион, по прежнему «Миленниум» смертельный номер «Капля». В этот момент в зале стоит полнейшая тишина. Это финальная точка аттракциона, после которой становится ясно — круче в цирке не придумали ничего.

Марина Хоружая  

...