На этой неделе торговые сети и производители заявили, что из-за введения штрафов за нарушение техрегламентов цены на продукты питания могут вырасти. Почему? Минпромторг решил внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях — усилить ответственность за нарушение требований технического регламента.

При обнаружении некачественных продуктов сетям грозят штрафы в размере 3% от суммы выручки за год. Это — огромные суммы. И вот ретейлеры предупреждают: не снизите размер штрафов — мы раскидаем их по ценникам в магазинах. То есть получается, что оплачивать такие штрафы станут покупатели. Кристально чистая суть российского бизнеса: в любой опасности твоему кошельку — повышай цены. Казалось бы, не можешь вести бизнес честно — уходи с рынка. Займись чем-то, где не надо травить сотни, а то и тысячи людей. Подметай улицы, делай города чище. Строй новых космических роботов. Займись возрождением вымерших животных — им все равно, они уже вымерли. Почему мы должны оплачивать из своих карманов ваши проблемы? А мы уже оплачиваем — об этом в очередном расследовании РЕН ТВ.

Грязь и тараканы. Хамство и привычка пускать в ход кулаки. Просрочка и тонны испорченных продуктов. Торговые сети действуют в нарушение всех правил, а мы за это платим.

В этот сетевой магазин мы приезжали трижды. Сразу после ввода новых правил маркировки продукции, когда ретейлеров обязали писать на ценниках, содержит товар заменители жира или нет. Через две недели — снова нашли нарушения. И спустя два месяца, за несколько дней до выхода этого сюжета в эфир. И опять, ошибки исправлены лишь частично.

Та же самая картина — в другом магазине сети «Магнит». Недавно вложили несколько сотен миллионов в ребрендинг, а изучить собственные товары так и не смогли.

По закону — это нарушение техрегламента. Минпромторг предлагает штрафовать магазины — 3% от годовой выручки. Вместо того чтобы исправиться, торговые сети пошли на откровенный шантаж. Заявили, что заложат будущие пени в стоимость товаров. То есть платить за ошибки бизнеса придется покупателю.

Впрочем, товарное соседство — лишь малая часть проблемы. Супермаркеты, как казино, всегда в плюсе. Десятки уловок только для того, чтобы отобрать наши кровные. Словно торговой наценки в 100, а то и 200% мало!

Магазин «Дикси». Судя по ценнику, помидоры со скидкой, но на кассе выясняется: стоят они на 6 рублей дороже. Приносим товар и чек администратору. Оказывается, акция закончилась четыре дня назад, а рекламу просто забыли убрать. Такая же история с энергетическим напитком и конфетами. Уловка работает.

Сложность в том, что в этом магазине нет специального прибора, который помогает узнать реальную стоимость товара. Таким образом, цену покупатель узнает только на кассе. И там, за грудой других продуктов, эти лишние 6 рублей с упаковки помидоров просто теряются.

Точно так же продавцы зарабатывают, забывая исключить из стоимости развесного товара вот такой лоточек. Всего пара граммов экономит каждому сетевому магазину по 400 тысяч рублей в год. Прибыль приносят и «правильно» настроенные весы, как в этом «Магните».

Вот еще один пример — из «Перекрестка». Две почти одинаковые шоколадки. Одна — молочная, другая — молочная с фундуком. Но на одну скидка действует, а на другую — нет. Покупатель возьмет ту, под которой желтый ценник. И ошибется.

Скидки — только для внимательных. И это точно выверенная система, построенная на психологии. Схема отлажена идеально. Покупатели разбирают акционные товары, словно они бесплатные, и приносят торговым сетям миллиардные прибыли.

Сладкая жизнь за счет покупателей так разозлила Галину Васюкову из Перми, что она решилась пойти в суд из-за… шоколадки. Хотела приобрести в «Пятерочке» плитку по акции — за 30 рублей, а на кассе увидела ценник — пятьдесят. Сладость купила, но понесла не детям, а в зал заседаний — с требованием компенсировать моральный ущерб. Суд оценил его в одну тысячу рублей. Вряд ли многомиллионная корпорация заметила такую потерю.

«У них один аргумент: истец хочет поправить свое материальное положение за счет ответчика. Позвольте, я вполне состоятельна, мне ничего не надо, мне нужно, чтобы ко мне относились нормально, по-человечески», — говорит Галина.

Даже если акция — действительно акция, нельзя терять бдительность. Активисты, которые регулярно совершают рейды в супермаркеты, предупреждают: яркие ценники лишь отвлекают внимание от главного.

Опять «Дикси». На полке — детское питание. Часть товара просрочена, но продается. Со скидкой. Желтая карточка со значком «проценты» отвлекает внимание от срока годности. Уже в другом сетевом магазине натыкаемся на подозрительную банку меда. Директор сбегает от нашей съемочной группы, так и не прояснив ситуацию.

Многие торговые сети сознательно выстроили политику по тотальному обману покупателей. Об этом говорят многие работники популярных супермаркетов. Главная проблема в том, что руководство магазинов негласно возлагает ответственность за убытки на продавцов. Об этом в одной из прошлых программ рассказала бывшая сотрудница магазина «Дикси».

«Есть определенный процент в магазинах, по которому оплачиваются вот эти вот недостачи, которые не вписываются в процент списания. У управляющего персонала это 30, 40, 50%. Остальные раскидываются на линейный персонал низший. Есть негласные правила, которые в инструкции, конечно, не прописаны. И можно сделать все для того, чтобы продать товар, который не всегда продавать можно», — говорит Полина Чернигина.

В ход идут все средства. Переклеивают ценники. Стирают даты изготовления. Якобы случайно.

Дальше — больше. В одном из магазинов Екатеринбурга проверяющие обнаружили редкий вид тараканов — пищевую огневку. В кировском «Магните» сотни насекомых совсем не смущали продавцов.

«На протяжении последних пяти лет мы регулярно выявляем поддельные продукты в сети «Магнит»: это молочные продукты, это мясные продукты, это говядина тушеная, свинина тушеная, молоко пастеризованное, молоко ультрапастеризованное и мороженое», — заявил председатель объединения «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий.

Покупатели объявили ретейлерам войну. Вот в один из московских магазинов сети «Билла» привезли мусорный контейнер с просрочкой, которую перед этим пробила кассир.

Но эта атака продавцов не испугала. Единственное, чего они на самом деле боятся, это официальных жалоб на продажу некачественных товаров или продуктов с истекшим сроком годности. Ведь в этом случае грозят штрафы — до полумиллиона рублей.

Такие проверки превращаются в сражения, да и слишком внимательные покупатели рискуют пострадать.

На отправленные нами запросы по поводу конкретных нарушений ответили только в «Дикси». Формальными фразами. «Магнит» наше обращение вниманием не удостоил.

За прошлый год в России зарегистрировано почти 137 тысяч жалоб на продуктовые магазины — и это лишь вершина айсберга, ведь большинство покупателей оставляют свои претензии при себе. И тем не менее по всей стране десятки судебных исков к известным торговым сетям. Воронеж: некачественная рыба. Алтайский край: просрочка. Татарстан: молочный фальсификат. Екатеринбург: среди продуктов обнаружены тараканы. Москва и Орел: снова истекшие сроки годности у продуктов на полках. В каждом регионе обязательно найдутся нарушения.

«Должна отметить, что за неисполнение мы привлекаем к административной ответственности и сегодня сумма штрафа, штрафов в общем, значительно выросла. Уже сотни миллионов штрафов наложено», — говорит глава Роспотребнадзора Анна Попова.

«Магнит» приводит статистику: выручка за последний год выросла на 8%, составила почти 1,5 триллиона рублей. Чистая прибыль — чуть меньше 34 миллиардов. Почти миллиард сразу осел в карманах топ-менеджеров, дивиденды генерального директора Яна Дюнинга составили 670 миллионов рублей. Не отстает и руководитель «Дикси», который объявил чистую прибыль почти в миллиард. Игорь Кесаев, входящий в список Forbes, два года назад построил себе новую 50-метровую яхту стоимостью 40 миллионов долларов. На ней он будет отдыхать с новой женой — «мисс блонд Украина — 2013». И вряд ли она готовит из просрочки в своем новом кулинарном шоу.

Впрочем, как только речь заходит о штрафах за неисполнение закона, миллиардеры сразу угрожают ударить по кошельку простых покупателей. Понимают: выбор у потребителя невелик. Рынок захвачен ретейлерами. Такими как «Магнит», «Дикси» и им подобными, которые продадут нам втридорога любые продукты. Даже те, что опасны.

...