9 апреля — Международный день молодежных действий за Права Человека. В разных городах и странах прошли открытые мероприятия, посвященные этой дате.

К этому дню был приурочен и ряд событий, организованных активистами международного Молодежного Правозащитного Движения (МПД), Молодой Европы (МЕ) , Межрегиональной Правозащитной Группы (МПГ) и Молодежной Гражданской Сети (МГС) в городе Воронеже.

9 и 10 апреля состоялись встречи с Нилом Джарманом – главой группы экспертов ОБСЕ по свободе собраний, директором Института изучения Конфликтов (Белфаст, Великобритания-Северная Ирландия).

В Доме Прав Человека, а затем – на историческом факультете ВГУ Нил Джарман рассказывал о своем опыте миротворческих действий. Речь шла о формах и методах разрешения конфликтных ситуаций — на примере Северной Ирландии, где Джарман уже около пятнадцати лет выступает в качестве правозащитника, третейского судьи между лагерем протестантов и католиков.

«Мы надевали специальную форму, что-то вроде дорожных рабочих, чтобы не стать жертвой насилия одной из сторон конфликта. /…/ Потом мы привлекали для миротворческих целей даже иностранных студентов. Ведь иностранцы были действительно независимой, незаинтересованной стороной в этом конфликте» — рассказывал о своем участии в инициативной группе, состоящей из нескольких десятков молодых людей. Группа Нила пыталась остановить конфессиональную войну, развязанную в начале 90-х в Северной Ирландии.

Молодые люди оказались в ситуации, когда вчерашние соседи начали убивать друг друга, рушились семьи, рвались дружеские связи: «Важно было не стать жертвой насилия в начале, чтобы не разочароваться в своей миротворческой миссии… Если хотя бы один человек из группы чувствовал себя некомфортно, то есть мог быть подвергнуться насилию, мы уходили все»
Правильно выбранная стратегия действий привлекла множество новых людей в группу гражданских миротворцев и позволила серьезно повлиять на разрешение конфликта.

Позже Нил начал серьезно заниматься просветительской работой для правоохранительных структур, рядовых жителей Северной Ирландии, а также ирландских школьников, которых захватила романтика «уличных сражений».

10 апреля в конференц-зале Дома молодежи прошла открытая дискуссия «Молодежь: между фашизмом, неврозом и безразличием». Экспертом был Андрей Юров, которого ведущая встречи Ирина Аксенова представила как правозащитника, философа, литератора и форматора.

В лекции-дискуссии приняли участие студенты воронежских вузов, а также представители молодежных и правозащитных организаций.

По версии Андрея Юрова при попытке выяснения отношения к проблеме расизма и нацизма, вся аудитория делится на три неравных части. «Процентов 30 – 40 обычно симпатизируют нацистским организациям. Еще процентов 10 откровенно стоят на каких-то антифашистских позициях. А остальные процентов 50 говорят, что никакой проблемы нет вообще. Такое тотальное безразличие…»

Андрей Юров рассказывает о своем отношении к этой проблеме. Это его гипотеза, с которой правозащитник не предлагает безоговорочно соглашаться, а, наоборот задуматься и начать долгий и сложный совместный разговор:

«Для того, чтобы быть добрым, для того, чтобы быть толерантным, для того, чтобы не быть агрессивным и быть самостоятельным и критичным требуются огромные усилия. А для того, чтобы быть фашистом ничего не надо делать, надо просто им быть. По закону увеличения энтропии хаос возрастает сам собой. Например, лозунг о том, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят – это ложь. Для того, чтобы было чисто надо каждый день убирать. А иначе через некоторое время погрязнешь в грязи. Просто надо, например, ничего не чинить – тогда все сломается. Хаос автоматически возрастает. Мы можем сопротивляться хаосу. Фашизм – это хаос, фашизм – это упрощение. Фашизм – это простые модели и простые матрицы. Для того, чтобы думать сложно, надо прикладывать усилия, нужно переживать нужно относиться небезразлично к этому, нужно многое знать, многое уметь. А если расслабиться и ни о чем не думать – ты автоматически на той стороне. Вот в чем проблема»

Прошедшая встреча – это предложение поразмышлять о современном фашизме, как социальном явлении, а также об альтернативных ценностях и идеях, которые может сегодня предложить молодежь.

...