Художественный руководитель Воронежского камерного театра и Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков дал пространное интервью радио «Свобода». Оно опубликовано на сайте радиостанции под красноречивым заголовком «Вперед, в 1939 год».

Режиссёр рассказал собеседнику Дмитрию Волчеку, что пребывает в тревожном состоянии духа, сильно переживает и ничего нового сейчас не ставит, поскольку не находит для этого внутренних сил. «Я не могу сконцентрироваться на творчестве потому, что уже несколько месяцев в моём сознании, в моём ощущении страны, в которой мы живём и работаем, происходят сдвиги, изменения. И всё это действует таким образом, что творческие центры парализуются. С момента, когда начались задержания по делу «Седьмой студии», особенно после ареста Алексея Малобродского, я в особенном внутреннем состоянии нахожусь», – признался Бычков.

Аргументы следствия в деле Серебренникова-Итина-Малобродского худрук Камерного театра считает неубедительными. По его мнению, по-идиотски звучат слова о том, что Серебренников с Малобродским создали «Седьмую студию» с преступным умыслом расхищения бюджетных средств. «Мы относимся к этому как к идиотизму, а это становится реальностью сегодняшнего юридического процесса, серьёзно рассматривается судьями», – отметил Михаил Бычков.

Он убеждён, что дело в данном случае не в экономике, а в политике. «Могу сказать, что самое худшее, что может происходить в предвыборный период, самое худшее для страны, для кандидатов, для желающих каким-то образом демонстрировать связь между властью и народом, самое худшее, что может быть – это преследование творческих людей, преследование Серебренникова, преследование Малобродского и всех обвиняемых по делу «Седьмой студии»… Я сегодня не знаю, откуда растут ноги или рога у этого дела, я понимаю только, что всё очень плохо и с каждым днем становится всё хуже и хуже», – сказал режиссёр.

Отвечая на вопрос о судьбе Платоновского фестиваля, худрук форума искусств сказал: «Если так всё будет продолжаться, то восьмой Платоновский фестиваль либо превратится в обычный смотр достижений в русле импортозамещения, либо вообще перестанет существовать. Потому что до сих пор мы строили логику и идеологию фестиваля на том, чтобы открывать наш город миру, а для публики открывать весь мир, всё многообразие мирового искусства, непохожесть, иногда остроту этой картины поисков достижений, экспериментов, шедевров, спорных вещей».

Но если ситуация продолжит меняться, если «Седьмой студией» дело не ограничится, фестиваль вряд ли останется прежним, если вообще сохранится. «Я готов к потерям, в том числе, к личным. Я понимаю, что сделать вид, что ничего не происходит, когда рядом судят невиновных людей, и продолжать работать дальше, говорить о добром и вечном не получится – это точно», – подчеркнул Михаил Бычков.

Он рассказал, что Камерный театр берёт деньги у государства, но 60 процентов его бюджета покрывает сам – за счёт продажи билетов. При этом получение определённых сумм от государства не означает, что репертуар театра должен потворствовать вкусам определённых чиновников. «Мы, художники, высказываемся о мире, который нас окружает. Мы знаем, какая у нас страна, какой у нас народ, мы отличаемся слухом к жизни, видением жизни. Поэтому мы работаем – кто-то артистом, кто-то режиссёром, кто-то писателем. Нам лучше знать, какая жизнь нас окружает, и не будем мы рисовать ту картину жизни, которая была бы желательна людям, сидящим на финансовых потоках», – заявил Бычков.

Режиссёр посетовал на то, что в стране налицо тенденция возвращения к тому, чтобы придавать искусству идеологическую функцию. «Это последовательно делается на уровне политики Министерства культуры Российской Федерации, и это большая ошибка», – сказал худрук Камерного.

На реплику интервьюера, что у режиссёра много недоброжелателей, в том числе, в Воронеже, Михаил Бычков ответил: «Недоброжелателей у меня немало – это естественно. У нас устроена страна таким образом, что чувствуют окрики нашего Минкульта федеральные учреждения». Однако, по мнению Бычкова, министерство культуры не сможет оказывать влияния на Камерный театр и диктовать ему свои условия, потому что «театр финансируется из бюджета Воронежской области и на деньги людей, которые живут в Воронеже». «Мы связаны с федеральным центром только одним – мы входим в число получателей гранта президента Российской Федерации, правда, это уже много лет происходит, поскольку считается, что наш театр представляет собой ценность в общей картине русского репертуарного театра», – уточнил Бычков.

Завершая интервью, Михаил Бычков отметил, что во многом происходящее стало следствием гражданской пассивности: «Всему, что происходит у нас плохого, мы дали возможность происходить. Мы, граждане, упустившие в какой-то момент возможность правильно реализовать своё право на выбор, правильно воспользоваться сменой исторических формаций, переформатированием постсоветского пространства. Мы очень многое упустили. Безусловно, за это будем расплачиваться. Мы, конечно же, виноваты в том, что наше стремление к комфорту стало заслонять, отодвигать тихонечко в тень чувство правды, справедливости. Так, повозмущаться в социальных сетях мы можем, но сделать что-то большее, рискнуть чем-то большим, как правило, не готовы. Мы пожинаем плоды вот этого», — сообщает Культура-ВРН.

...