До 9 июля будет гостить в нашем городе новая цирковая программа «Матрех», поставленная известным режиссером Русланом Ганеевым, который ставил такие программы, как «Пять континентов» Гии Эрадзе и «Фонтан» Анатолия Сокола) «Сегодня цирку необходимо работать по новым законам, говорит Руслан, в цирке должен быть новый формат – формат шоу, нужны «машинерия, темп, технология», — считает режиссер. И с успехом все это воплощает в своих программах. Руслан Ганеев на сегодняшний день, лучший «реаниматор» цирка, лучший из режиссеров цирковых представлений. И на каждой его программе можно смело ставить знак качества. Он работал главным режиссером в цирке Никулина, на Первом канале, а теперь – в Росгосцирке.

И слово «лучший» здесь не случайное. Динамичное красочное действо завораживает с первых минут программа в буквальном смысле слова смотрится на одном дыхании. Яркие попугаи, разномастные собачки, дрессированные кошки, велоэквилибристы, воздушные гимнасты — от восторга дети ликуют! Главное действующее лицо – клоун Матрех. Он же, заслуженный артист России Сергей Просвирнин. Зрители увидят лучших артистов цирка, лучшего клоуна страны, лучший аттракцион с «косолапыми грациями», руководит которым народный артист РФ Грант Ибрагимов..

В аттракционе Гранта Ибрагимова работают пять медведей, все мальчики. «Появится девочка –начнется хаос», — улыбается Грант Евгеньвич. Один из них – самый взрослый и самый высокий медведь в российском цирке. Гека привезли дрессировщику с Аляски двухмесячным малышом, он сам выкармливал медвежонка породы гризли из бутылочки. Рост Гека — 2 метра 40 сантиметров, он почти вдвое выше своего дрессировщика. Как известно, медведи – самые коварные из животных, так что работать с ними очень опасно. Что уж говорить о таком гиганте, как Гек, длина когтей которого – 7 сантиметров!

«Гек, конечно, держится особняком, но молодежь его не трогает – они видят в нем ветерана, уважают… Он вожак, и трогать его нельзя. Он тоже никого не обижает – попросту не обращает на остальных внимания!»

По человеческим меркам Геку давно перевалила за сто – медвежий возраст умножается на четыре. Грант Ибрагимов считает, что гризли потому до сих пор и жив, что работает в цирке.

— Вы сами знаете — когда пенсионер уходит на пенсию и оседает дома, долго он не протянет. Так и здесь. Я Гека вывожу на манеж, заставляю работать. Этим он и живет. Когда Гек не работает в манеже, проводит время по-стариковски. Разляжется и лежит в своей большой клетке. Любит поспать. Но у него режим. Всегда ко времени просыпается, знает свой график.

— А это не он на вас нападал?

— Нет, Гек на меня не нападал никогда. Был у меня медведь Антон, вот от него мне досталось. Потом в зоопарк отдал. Я вообще думал, что после того случая работать не буду. Страшно было. А Гек лишь однажды позволил себе напасть на моего ассистента Мишу. Но как выяснилось, тот его где-то когда-то обидел. Медведь затаил обиду и потом улучил момент хватануть его. Момент был очень неудачный – медведь был без намордника, я его тогда только выводил из клетки… Но спасли парня. Потом он ушел от нас.

Остальные артисты медвежьей труппы росточком поменьше, а двое из них – Чук и Гек-2 – совсем еще дети, им всего год и четыре месяца. Медведи Гранта Ибрагимова играют мяч, жонглируют кольцами и в балетных пачках работают у станка. А еще медвежонок Гек-2 катается вместе с дрессировщиком на новомодном гироскутере. «Это авторский трюк, — не без гордости рассказывает дрессировщик. – В российском цирке ни у кого нет, кроме меня. А еще я к большому медведю поворачиваюсь спиной… Раньше он мою супругу носил на руках — тоже был рекордный трюк. У нас вообще медведи делают много таких вещей, которые не заложены у них природой!»

Как и все медведи, подопечные Гранта Ибрагимова очень любят сладкое. «Они такие сладкоежки – мед с ложки слизывают в секунду, — смеется дрессировщик. – Но больше 30 граммов в день мы им не даем. Сахарок тоже даем редко, он вреден. Наши медведи больше налегают на овощи, зелень, рыбу… А если нужно поощрить – даем печенье! Они знают, что за хорошую работу получат не только похвалу, но и вкусную печеньку. Поэтому с удовольствием выполняют все трюки!»»

— Грант Евгеньевич, как вам пришла идея научить медвежонка кататься на гироскутере?

— Я взял недавно новое поколение — двух братиков. Один уже работает в программе, второго только собираемся вводить. Им год и четыре месяца. Назвали Чук и Гек. Это была самая яркая парочка в моем аттракционе. Чука уже давно нет с нами, а Гек продолжает работать -это тот самый огромный гризли ростом 2 метра 40 см.

А как пришла идея? Я всегда считал, что нужно двигаться вперед согласно развитию молодежи. Нельзя топтаться на месте. Велосипеды, самокаты и прочая атрибутика, которая была 50 лет назад, и сегодня действует, это красиво, но не актуально. Молодежи не интересно. И когда появились гироскутеры, я стал задумываться о том, чтобы поставить на него медведя. Сам не знал, что получится.

Там баланс очень сложный. Восемь месяцев ушло на то, чтобы медвежонок научился держать баланс и поехал. Чук тоже катается, но он не такой расторопный, как Гек. Я очень горжусь этим трюком. У меня у единственного в мире дрессировщика медвежонок катается на гироскутере. Причем он так хорошо освоил это приспособление, что просто кататься по кругу ему недостаточно. Хочет самостоятельно выбирать направление.

— Ну а им самим нравится кататься?

— Им нравится то, что за это их хвалят, говорят ласковые слова и кормят вкусностями. У меня всегда в кармане вкусное печенье.

— Какие еще задумки? Чему еще хотите научить своих подопечных?

— Честно говоря, я так за этот год вымотался, что хочу немного отдохнуть. Пока пожинаю плоды. Есть кое-какие наработки с малышами, но это потом.

 — Взрослые медведи с малышами общаются?

— Напрямую нет. Они все сидят на цепи, я за ними наблюдаю. Малыши сначала боятся, потом подрастают и начинают смелеть. Гек порой цепляется к Добрыне, лезет к нему через клетку. Не боится. А тот его лапой бац!

— А как медведи проявляют ласку?

— Медведь потому и считается самым опасным хищником, что ты никогда не распознаешь его эмоций. Он может смотреть на тебя совершенно индифферентным взглядом, и в этот момент напасть. Ни ласку, ни агрессию они внешне никогда не проявляют. Уши они не прижимают, усы у них не топорщатся… Там и усов-то нет. С лаской тоже самое. Они не трутся как кошки о ноги. Думаешь, дай потискаю, они отмахиваются. Зато всегда знают, с чем я к ним иду. Когда просто так, а когда несу что-нибудь вкусненькое. Чувствуют! Когда иду с едой, стоят уже, навострив уши, поджидают.

       — Как вы с ними договариваетесь?

– Договариваться и определять правила игры нужно в первый год жизни. Я сразу дал понять, что в этой семье я – папа, а остальные ее члены. И они прекрасно знают рамки своего «нельзя» — если за них выходят, могут получить щелчок по носу.

— С какого возраста вы начинает обучать их трюкам?

— Я все время стараюсь вкладывать в медведей намного больше, чем они на данный момент могут выполнить. Но это проявляется потом. Основное, как и у людей, закладывается в раннем детстве, а потом шлифуется, утрамбовывается, доводится до совершенства. Самая пахота у дрессировщика с животными – от соски до года.

Марина Хоружая,
Фото автора

...