2На днях в Воронеже с единственным концертом побывал легендарный хор Сретенского монастыря. 30 певцов с великолепными голосами выступили в концертном зале Event-Hall и буквально довели своими песнями воронежцев до слез. В первом отделении хор a cappella исполнил духовные песни, во втором же прозвучали светские композиции (песни 20 века, романсы, казачьи песни, русские и украинские народные и т.д.)

«В Воронеже мы гастролировали лет 7 назад, — вспомнил на пресс-конференции регент хора Никон Жила. – И сегодня, проезжая по улицам города, мы были несказанно удивлены, насколько Воронеж похорошел! Увы, прогуляться мы не успели, но то, что город развивается, заметили! И чистота, и эстетика города впечатляют»

— Никон Степанович, а вы сами как попали в хор?

— Еще будучи совсем юным мальчишкой, я приходил в Троице-Сергиеву Лавру – мне там разрешали петь в церковном хоре. Затем закончил российскую академию музыки им. Гнесиных… А в Сретенский монастырь я попал в начале 2000-х годов, и с того времени мы не расстаемся. А история нашего хора ведет начало с 1994 года – с момента открытия Сретенского монастыря. Тогда хор состоял из нескольких коллективов, разных по своей направленности (церковные коллективы, использующие в своей богослужебной музыке знаменные пения и т.д.) А затем игумен Амвросий начал собирать молодых ребят – студентов музыкальных ВУЗов. Вместе с наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном они дали почин исполнения нашим хором светских песен — до этого мы исполняли только богослужения. Сейчас мы поем в Сретенском монастыре только праздничные богослужения. А так там есть еще хор семинаристов, хор монахов, народный хор – из прихожан…

1— В ходе ваших международных гастролей какой концерт был самым запоминающимся?

— Мы побывали в 35 странах, на 4 континентах. Выступали во многих известных залах мира – это и Карнеги-Холл, и Линкольн – центр, и собор Парижской Богоматери, и зал Юнеско… Это великолепные залы с очень хорошей продуманной акустикой, предназначенной для любых исполнений – духовной музыки, хоровой, а-каппельной, светской и популярной в том числе. Так что технически проблем с выступлениями не было ни в одном из этих залов. Хотя, конечно, многие превосходят по значимости. Тот же Карнеги-Холл или библиотека Конгрессов США, где выступали все самые именитые звезды мира. Но все-таки, для нас главное не зал, а слушатели. За границей на наши концерты приходят в основном русские люди, которые попали в волну эмиграции. Приходят и люди первой волны – совсем пожилые люди, и их дети, внуки, которые стараются не забывать свои корни. Иностранцы тоже посещают наши концерты, потому что наша музыка интернациональна! За границей местные жители с большим интересом и воодушевлением слушают русскую музыку.

— Скажите, а для того чтобы попасть в ваш хор, вероисповедание важно?

— Безусловно, все ребята православные. Но никто, естественно, никого не заставляет и не принуждает к исполнению каких-то церковных уставов, соблюдению Поста и т.д. Каждый что-то делает в меру своих духовных сил. Но вероисповеданием мы, конечно, интересуемся при приеме в хор. Мы ведь поем богослужения – это одна из важных составляющих нашей творческой жизни. Церковная музыка дает нам возможность по-иному смотреть на песни, по-иному их интерпретировать, по-другому преподносить эти песни нашим слушателям.

— А что для вас все-таки более важно – богослужения, или концертная деятельность?

— Безусловно, богослужения – основная наша деятельность. Это наше главное призвание, наша основная служба. Все остальное – просто составляющие нашей концертной деятельности.

— У кого-нибудь из ваших певцов есть сольные проекты? Я, к примеру, читала, что в этом году один из ваших солистов Дмитрий Белосельский, выпустил сольный диск…

— Хор Сретенского монастыря без всякого преувеличения можно назвать кладезем талантов. Из нашего хора вышло много замечательных солистов, коллективов. Дмитрий Белосельский в их числе. Он записал сольный альбом, но мы поддерживаем дружеские отношения. Иногда он гастролирует вместе с нами – он ездил вместе с хором в Соединенные Штаты, но, в общем и целом он является сейчас солистом мировых оперных театров, выступает на лучших мировых площадках.

Но у нас есть много друзей, с которыми мы работаем. Это солисты московских театров – например, Алексей Татаринцев. Замечательная группа «Кватро» — тоже участники нашего коллектива в прошлом. Сейчас они занимаются сольными музыкальными проектами – жизнь идет вперед! Наши ребята тоже, кстати, сотрудничают с другими хоровыми и творческими коллективами, кто-то работает в музыкальных театрах. Семьи-то кормить надо!

— Как вы видите возрождение духовности среди молодежи? Как собираетесь привлекать их на ваши концерты?

— Насильно мы никого не можем загонять на наши концерты, но мы призываем все же посетить наш концерт. Для молодежи акцентируем внимание на том, что исполняем и светскую музыку. Думаю, что людям нашего поколения, и ребятам помоложе, будут интересны произведения, которые мы исполняем. Мы стараемся сделать наш репертуар более интересным и разноплановым. Это и протяжные композиции, и какие-то в хорошем смысле хулиганские русские песни. В нашем репертуаре есть и современные русские авторы. Самая популярная, наверное, песня у нас, это «Конь», которую все знают. Она написана композитором Игорем Матвиенко в 90-х годах. Мы мечтаем о том, чтобы молодежь с уважением относилась к своей культуре в будущем.

Марина Хоружая,
Фото автора

...