Весенняя призывная кампания 2011 года, проходящая по современным законам до середины июля закончилась. Заместитель начальника Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник Василий Смирнов сообщил, что план по призыву выполнен на все 100 %. Откуда взялась цифра в 218,72 тысячи новых солдат, требуемых и набранных по плану, и все ли они здоровы и годны защищать родину — вопрос, повисший в воздухе. Отчитался перед губернатором об успехах и военный комиссар Воронежской области Сергей Панков: в области удалось собрать 4500 призывников.

Этот призыв, как и предыдущие, опять столкнулись нос к носу сторонники и противники призывной системы, было выявлено большое количество нарушений федерального законодательства, а также были даны ответы на ряд спорных вопросов, возникших в предыдущие призывной период.
Так, благодаря действиям Президента РФ Дмитрия Медведева (а именно подписанием Указа об отсрочке до 1 октября) у 18-летних выпускников школ появился шанс поступить в ВУЗы, а не оказаться сразу в рядах новобранцев. В масштабах всей России можно отметить также позитивную тенденцию, по данным правозащитника, члена Совета при Президенте РФ по содействию институтам гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко, в ходе этой призывной кампании на порядок больше молодых людей предпочли Альтернативную гражданскую службу — традиционной воинской.
Кроме этого воронежские аспиранты, которые в осенний призыв массово получали повестки из военкоматов, в большинстве случаев не были призваны и в этот период благодаря решению областной призывной комиссии.
Однако, все эти позитивные тенденции, в основном касающиеся отдельных категорий граждан, серьезным образом девальвируются массовыми нарушениями при призыве. Так наиболее серьезной проблемой по прежнему остается вопрос облав на призывников. По версии представителя Министерства Обороны генерал-полковника Смирнова число «уклонистов», как и число негодных по здоровью молодых людей неуклонно растёт.
Однако непонятно каким образом формируется «список уклонистов» и почему под конец призывного периода он расширяется вплоть до всех молодых людей призывного возраста. В ряде городе «поиск уклонистов» принимает масштабные формы, например, облавы на молодых людей в местах их проживания и у станций метро, что противоречит целому ряду федеральных законов. Первенство по облавам, по ведущей правозащитной организации в России — Солдатские матери Санкт-Петербурга, пока у Санкт-Петербурга и Москвы, однако и в Воронеже был ряд таких случаев.
Виктория Громова, член Координационного совета международного Молодёжного правозащитного движения, включенная в состав призывной комиссии Воронежской области, так комментирует ситуацию с нынешним призывом:
«Позитивно, что представителей общественности стали включать в призывные комиссии, это позволяет делать работу таких комиссий более открыто. Хотелось бы, чтобы общественники имели возможность входить в призывные комиссий и на районном уровне, ведь большинство нарушений происходит именно на районных уровнях. К нам, как к правозащитникам поступает большое количество жалоб от молодых людей, столкнувшихся с несвоевременной выдачей повесток или несогласных с результатами медицинского освидетельствования, когда решения о годности или негодности человека выносятся буквально за день или несколько часов.
При таких условиях очень сложно говорить о всесторонним обследовании молодого человека. Кроме этого, мне кажется, настало время «развенчать культ уклониста», т.к. уклонистом можно назвать человека, если в отношение него уже есть решение суда, а в противном случае, этими словами регулярно пытаются прикрываться те районные военкоматы, которые не могут эффективно вести учет граждан».

...