Члены рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» проанализировали существующую систему распределения господдержки сельского хозяйства и признали ее непрозрачной и неэффективной. «Минсельхозу и его новому руководителю, кем бы он не был, следует в принципе пересмотреть подходы к распределению госпомощи сельхозпроизводителям в сторону повышения ее прозрачности для общественного контроля», – отметил член подгруппы «Сельское хозяйство» рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Микаэл Нанушьян.
В Минсельхозе распределением бюджетных средств занимается специальная комиссия, в которую, кроме чиновников ведомства, входят представители отраслевого союза производителей, депутаты и общественники. Комиссии рассматривают заявки, поданные от регионов с указанием конкретных сельхозпредприятий, претендующих на госпомощь. Состав комиссии и протоколы заседания вывешиваются на сайте Минсельхоза.

«Однако работа комиссии крайне непрозрачна. Не обнародуются списки предприятий, получивших господдержку, выводы комиссии, на основании которых они были отобраны. Сведения о реализации получателями средств и достижении ими каких-либо целевых показателей. То есть фактически нет никакой информации по которой можно было бы судить об эффективности потраченных государственных средств», – отметил Микаэл Нанушьян.
Он также указал, что ранее Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) несколько раз направляла в Минсельхоз запрос статистики сельхозпредприятий – получателей господдержки. Однако Минсельхоз отказался предоставить сведения, ссылаясь на законодательные ограничения в раскрытии такого рода информации.
В частности, после скандала с массовым падежом крупного рогатого скота, разгоревшегося в Воронежской области, эксперты ОНФ проанализировали ведомственную целевую программу «Развитие мясного скотоводства Воронежской области на 2011-2013 годы» с общей суммой господдержки 691,8 млн руб. Как выяснилось, в открытых источниках полностью отсутствуют информация о получателях господдержки сельхозпроизводителей в регионе, о суммах субсидий (ассигнований), условиях выделения средств господдержки. Не нашлось на региональном уровне и отчетов об исполнении программы.
Поддержка села по госпрограммам осуществляется с 2006 года. Всего до 2020 года на эти цели планируется направить более 3,5 трлн руб. Из них 1,4 трлн руб. уже потрачено в период 2006- 2012 гг. При этом данные «Россельхозбанка» говорят о том, что вкладываемые государством деньги далеко не всегда обеспечивают развитие АПК: производство мяса птицы за последние восемь лет увеличилось в 2,7 раза, свинины – на 80%, а производство молока снизилось на 1,3%, а говядины – на почти на 10 %. В ноябре 2013 года Счетная палата в своем анализе использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., указала на неэффективность реализации госпрограмм, и особенно – региональных.

           Пресс-служба
...