Оптимизация и повышение эффективности бюджетных трат на информационное освещение деятельности органов власти в регионах, было одним из важных решений президента РФ по итогам «Форума действий» 2013 г.

Спустя год на Втором «Форуме действий» эксперты Центра правовой поддержки журналистов представили данные анализа закупок субъектов РФ в этой сфере. Несмотря на определенные позитивные изменения в этой сфере, региональные власти продолжают тратить большое количество средств на освещение деятельности чиновников в федеральных СМИ, то есть не на информирование граждан, а на пиар, в то время, когда в условиях вынужденного сокращения субсидий на подписку и увеличения тарифов «Почты России» поддержка нужна, прежде всего, региональным и муниципальным СМИ. В Народном фронте намерены еще раз проверить закупки регионов в начале следующего года, чтобы составить окончательную картину об эффективности трат, выделяемых из бюджетов для информирования граждан о деятельности органов власти и реальных размерах расходов местных чиновников на пиар.

Объектами исследования в период с января по ноябрь 2014 года стали 83 региона страны (за исключением недавно присоединенных Республики Крым и Севастополя). Эксперты ОНФ проанализировали закупки на информационное освещение деятельности органов государственной власти субъектов РФ по четырем критериям – по потраченной на эти цели сумме, по общему количеству размещенных тендеров, а также по закупке информационных услуг у всех федеральных СМИ (в том числе в их филиалах в регионах) и отдельно на ТВ.
В целом на информационное освещение региональных чиновников в этом году регионами было потрачено 1 млрд. 851 млн. руб. (1 329 закупок), из них на закупку материалов в федеральных СМИ или на федеральном уровне ушла половина этих средств — 663,5 млн. руб. (392 закупки), почти половину из которых освоили федеральные телеканалы — 295,7 млн. руб. (144 закупки).
Первая десятка лидеров по общим расходам на освещение региональных чиновников в СМИ выглядит следующим образом: на первом месте – Краснодарский край (463,4 млн. рублей), на втором – Свердловская область (111 млн. рублей) и на третьем – Ставропольский край (105,5 млн. рублей). Затем следуют Московская область, Приморский край, Москва, Санкт-Петербург, Астраханская, Вологодская и Архангельская области. Стоит отметить, что, в некоторых регионах такой большой объем бюджетных средств на СМИ можно как-то объяснить проводимыми там в этом году мероприятиями. В Сочи (Краснодарский край) с 7 по 23 февраля 2014 года проводилась Олимпиада, в Ставропольском, Приморском крае, Астраханской и Вологодской областях, а также в Санкт-Петербурге – избирали губернаторов, а в Москве — городскую думу. Судя по закупкам, проводимых в Свердловской области, в регионе состоялись международные мероприятия (международная промышленная выставка «Иннопром», «Агропром», международный чемпионат по программированию). Но, например, почему такие траты образовались в Московской (85,7 млн. рублей) или Архангельской (43 млн руб)областях, где никаких крупных событий не происходило, не совсем понятно.
По количеству размещенных тендеров лидирует Свердловская область (130 закупок), на втором месте Ставропольский край (79 закупок), на третьем — Краснодарский край (53 закупки). Активно проводят торги также в Республике Бурятия, Вологодской, Сахалинской и Челябинской областях, Приморском крае, Ярославской и Астраханской областях.
По материалам, размещаемых в федеральных СМИ снова в лидеры вырывается Краснодарский край (9 закупок на 76,2 млн. рублей), на втором месте – Приморский край (16 закупок на 43,5 млн. рублей), на третьей позиции – Республика Башкортостан (2 закупки на 41,7 млн. рублей). Любят фигурировать в федеральных изданиях также власти Свердловской области, Ставропольского края, Московской, Псковской и Челябинской областей, Ямало-Ненецкого АО и Амурской области.
Как уже отмечалось, почти половина средств по закупкам на информационное обслуживание региональных властей осваивают федеральные телеканалы. Там на первом месте – Республика Башкортостан (2 закупки на 41,7 млн. рублей), на втором – Приморский край (3 закупки на 20,8 млн. рублей), на третьем – Ставропольский край (6 закупок на 20,0 млн. рублей). Несколько меньше тратят в Амурской и Псковской областях, Республике Северная Осетия-Алания, Архангельской и Омской областях, Ямало-Ненецком АО, Алтайском крае. Хотя в шести из десяти обозначенных регионах существуют и финансируются из бюджета собственные телекомпании. Например, в Приморском и Ставропольском краях, Псковской и Омской областях, Ямало-Ненецком АО и Алтайском крае.
В ходе мониторинга выявлен ряд аномалий. У трех регионов — Кабардино-Балкарской Республики, Саратовской области и Чукотского АО вообще не удалось обнаружить закупок информационных услуг в этом году. Семь субъектов РФ (Тамбовская, Мурманская, Орловская области, Республика Коми, Еврейская АО и Чувашская Республика) потратили на освещение деятельности региональных властей — до 1 млн. рублей.
Один регион — Республика Башкортостан – 100% средств, проходивших через систему госзакупок, потратила на тендеры с федеральной телекомпанией. Сахалинская область, попавшая под критику ОНФ и президента за большие траты на пиар на прошлогоднем «Форуме действий»,в этом году организовала 48 тендеров, половина из которых – на небольшие суммы от 7 000 руб до 3,5 млн руб. Несмотря на то, что по количеству трат на информационные услуги Сахалинская область также входит в число 15 регионов с самыми большими тратами, однако на федеральные СМИ из них пошло только треть средств (10,7 млн руб).
В ряде регионов расходы на пиар законодательных органов превосходят траты на информационное освещение исполнительной власти (Республика Хакасия, Республика Карелия). В ЕАО освещается исключительно только деятельность Законодательного Собрания Еврейской автономной области (2 закупки на 255 тыс. рублей). А в Приморском крае обнаружены закупки (на сумму более 3,7 млн руб) на пиар даже отдельно взятого депутата Законодательного собрания края. Конкретного имени не называется, так что, кто удостоился такой высокой чести остается загадкой.
Отсутствие закупок на информационное освещение деятельности органов государственной власти субъектов РФ или же скромный бюджет, выделенный на эти цели вовсе не означает, что власти не тратят деньги на собственный пиар. Эксперты ОНФ подчеркивают, что региональные структуры, занимающиеся размещением закупок, стали более искусно их скрывать, так что нередко обнаружить данные тендеры очень сложно. Например, закупки маскируются под тендеры с другими названиями, в конкурсной документации приводятся абстрактные технические задания, под социальной, патриотической, медицинской и иной тематикой скрываются интервью и фоторепортажи региональных чиновников. Одна из закупок в Санкт-Петербурге, к примеру, называется «Оказание услуг по аппаратно-программному производству аудиовизуальных произведений о деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга и других значимых для жителей Санкт-Петербурга сведений в средстве массовой информации».
Обнаружена и такая тенденция: в ряде тендеров выигрывают местные компании-посредники, зарегистрированные в административном центре субъекта, но занимающиеся размещением информации о региональных чиновников по территории всей страны.
Аналогичный подход используется регионами для размещения информации в иностранных СМИ. Так обнаружено 8 закупок на сумму около 19 млн рублей на освещение деятельности органов государственной власти Свердловской области за пределами России (страны Евросоюза, Соединенные Штаты). При этом закупки здесь проводились государственным автономным учреждением Свердловской области «Информационно-аналитический центр», а не соответствующим структурным подразделением областного правительства, что позволило вывести их из-под действия более жесткого закона о Контрактной системе и провести тендеры по 223-ФЗ, позволяющему не раскрывать всю информацию, сопровождающую полный цикл закупочных процедур.
«В условиях, когда сокращаются субсидии для региональных и муниципальных СМИ, увеличиваются подписные тарифы, сокращаются тиражи региональных и муниципальных печатных изданий, а региональным телекомпаниям приходится выживать из-за повышения стоимости вещания и запрета на рекламу, средства должны направляться на поддержку местных СМИ. О чем на Медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость» говорил президент, — отмечает руководитель Центра правовой поддержки журналистов, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко. –В реальности же, как показывает проведенное нами исследование, деньги нередко уходят не местным СМИ на информирование граждан, а федеральным – на пиар чиновников. Нельзя не отметить позитивных изменений в структуре информационных расходов регионов – все же главы многих из них прислушались к критике общества, поручению президента о повышении эффективности подобного рода расходам и стали вести более взвешенную политику в этой сфере. Но работать в этом направлении еще есть куда и регионам, и Минфину. Все-таки, 663,5 млн. руб, уже потраченных на размещение в федеральных СМИ, в два раза больше тех средств, что по просьбе активистов ОНФ удалось включить в федеральный бюджет на поддержку региональных и муниципальных СМИ. Прошлый анализ госзакупок, проведенный экспертами ОНФ в марте 2014 года выявил, что большое количество тендеров по закупкам информационных услуг в СМИ на освещение деятельности власти, было проведено под конец года, в декабре 2013 года. Поэтому в январе мы еще раз вернемся к нашему исследованию, чтобы составить полную картину об эффективности трат, выделяемых из бюджетов для информирования граждан о деятельности органов власти и реальных размерах расходов местных чиновников, идущих на пиар. Выводы по итогам этой работы мы намерены направить в Минфин, который является ответственным за исполнение поручения президента и обязан каждые полгода мониторить расходы регионов в этой области, для выработки рекомендаций регионам».

...