Ольга ГолодецВ последние годы правительство выделяет серьезные суммы на развитие социальной сферы. Что конкретно изменилось? Когда закончатся очереди в детские сады? И что будет, если ответные санкции России против Запада коснутся медицинских препаратов? На эти и другие вопросы «Комсомолке» ответила вице-премьер российского правительства Ольга ГОЛОДЕЦ.
ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ

— Ольга Юрьевна, сейчас вовсю идут торговые войны. И некоторые депутаты предлагали в рамках санкций запретить импортные лекарства. Но это ведь совершенно нереально?

  • Полный запрет сегодня представляется нереальным. Но против нас вводят санкции, и готовыми надо быть ко всему. В России очень серьезная зависимость от импортных лекарств, но специалисты посмотрели исследования рынка и пришли к выводу, что большинство препаратов, поступающих из стран, с которыми у нас в данный момент напряженные отношения, можно заменить лекарствами из других стран. И, безусловно, при любом развитии событий нужно развивать отечественную фармацевтику.

— А в каком состоянии находится эта промышленность в России? Что, кроме йода и зеленки, мы можем производить?

  • Это заблуждение, что у нас вообще ничего не производится. 60% лекарств, которые мы потребляем, сделано в России. В большинстве своем они существенно дешевле западных аналогов при сопоставимом качестве.

— И более простые?

  • Разные. У нас и инсулин сегодня производится, и целый ряд сложных лекарств, обеспечивающих лечение заболеваний крови, сердечно-сосудистых нарушений, иммуномодулирующие и иммуностимулирующие препараты. В России активно развиваются высокотехнологичные фармацевтические предприятия.

— В медицину в последние годы вкладывали очень много денег. Но чего конкретно добились? Каким по вашему плану должно быть здравоохранение в России?

  • Результаты уже есть. Главный — снижение смертности. В первом полугодии 2014 года по сравнению с этим же периодом 2013 года умерло на 10 тысяч человек меньше. Это 10 тысяч спасенных жизней. Мы провели модернизацию больниц, переобучение врачей и сразу увидели прогресс в лечении болезней кровообращения, в онкологии. Сейчас нужно подтянуть первичную помощь, быстрое распознавание болезни. Это то, как вас обслуживает ваш терапевт, ваш участковый врач, ваш семейный доктор. Нужно всю службу переоснастить, переподготовить, максимально освободить докторов от ненужной бумажной работы. Нужно сделать так, чтобы болезни диагностировались на ранних стадиях.

 
ОЧЕРЕДЬ ПОЙДЕТ В ШКОЛУ
— Уже столько лет мы говорим об очередях в детские сады, а проблема все не решается…

  • Да, очередь остается, несмотря на то что сады строятся небывалыми темпами. Регионы за это отвечают и занимаются, но представьте, что минимальное поколение родившихся в России после 1991 года было 1 млн. 200 тысяч детей, а сейчас рождается 1 млн. 900 тысяч. В прошлом году в России построено более 400 новых садиков, в этом строится еще 605. Очередь в детские сады для детей от трех до семи лет перед 1 сентября составляла 314 тысяч малышей, а в прошлом году — 550 тысяч. При этом уже до нового года еще 150 тысяч малышей получат места в садиках, и мы надеемся, что в следующем году в подавляющем большинстве регионов не будет существенных проблем с очередью. Сейчас острой остается ситуация с яслями, но регионы приступили и к ее решению.

— Но дети растут, и очередь уже плавно перетекает в школы…

  • Чтобы этого не произошло, с 2015 года нужно наращивать строительство новых школ. И регионы этим занимаются, ведь демография давно известна.

— Очень много было скандалов по детскому питанию. Родители жалуются, что тендеры в школах и садах выигрывают непонятные компании, которые предлагают минимальные цены, но никак не лучшее качество…

  • Здесь уже давно есть системное решение, и нашим согражданам можно пользоваться своими правами. В любом учреждении школьного или дошкольного образования существует родительский комитет. У родителей есть все полномочия для того, чтобы заставить директора поменять меню или вообще компанию, которая кормит детей.

— Может быть, не все родители об этом знают?

  • Возможно, нам нужно активнее информировать родителей об их правах. Все должны понимать, что если родительский комитет ничего не будет делать, то будут править бюрократы — в силу своих представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.

ДОЛГИЕ ЛЕТА

— Недавно высокопоставленные чиновники заикнулись о том, что у нас, оказывается, есть программа «Активное долголетие». Что это за программа?

  • У нас в стране недостаточно развита геронтология (наука, изучающая старость и способы борьбы с ней. — Ред.). И неудивительно, учитывая, какая низкая раньше была в стране продолжительность жизни. Сейчас ситуация меняется, в среднем россияне живут почти 71 год, и это далеко не предел. Пришло время переосмыслить всю программу оказания помощи людям старшего возраста. Геронтологическое обслуживание — это совершенно другие нормативы медицинского приема, система ведения больного, по-другому протекают болезни. Предстоит внедрение современных методов, которые сегодня применяются в мире для поддержания здоровья и качества жизни старшего поколения. Следует начинать профилактику заболеваний людей старшего возраста, таких как болезнь Паркинсона, Альцгеймера.
    Но дело не только в здоровье, важно, чтобы пожилые люди жили активной жизнью. По всей России созданы экскурсионные программы по регионам, пенсионеры активно вовлечены в разные виды творческой деятельности — скажем, в стране действует такое-то количество хоровых коллективов. Мы хотим, чтобы старшее поколение шло в ногу со временем — например, существуют компьютерные курсы для пожилых. Они пользуются большой популярностью, ежегодно их проходит более 200 тысяч человек.

— Но нужны и специальные учреждения для пожилых. У нас это либо жуткие дома престарелых, либо очень дорогие частные заведения…

  • Ситуация изменится, правительство совершает ряд шагов для этого. Со следующего года государство будет поддерживать тех предпринимателей, которые создают доступные, но качественные дома для людей старшего возраста. Новая норма предусмотрена бюджетом.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Ольга Юрьевна ГОЛОДЕЦ, заместитель председателя правительства РФ с мая 2012 года, курирует социальные вопросы.
До этого работала заместителем губернатора Таймырского автономного округа, заместителем гендиректора «Норильского никеля», главой совета директоров страховой компании «Согласие», а также вице-мэром Москвы по вопросам здравоохранения и образования.
Кандидат экономических наук.

...