инновации бизнесНасколько эффективны воронежские бизнес-инкубаторы в свете задачи «высиживания» новых инновационных предприятий Воронежа, и с какими типовыми проблемами сталкиваются начинающие бизнесмены в процессе коммерциализации своих идей – об этом говорили участники круглого стола «Об эффективности работы бизнес-инкубаторов и технопарков Воронежа» под руководством модератора – начальника отдела предпринимательства мэрии Юлии Галкиной.

Бизнес-инкубаторы и технопарки на этом мероприятии представляли их руководители Евгений Яковлев, директор инновационного бизнес-инкубатора (ВГАСУ), Александр Хван, директор инновационного бизнес-инкубатора «InSight» (ВГУ), Александр Шевцов, генеральный директор технопарка «Космос-Нефть-Газ», Сергей Симоненко, исполнительный директор НП «Центр развития Авиации (технопарк «Авиационный»). Кроме них в дискуссии приняли участие около двадцати лидеров общественных организаций, работающих в сфере малого и среднего предпринимательства.

Участники встречи неоднократно подчеркивали, что инновационное предпринимательство только формируется. Недаром, сообщил директор бизнес-инкубатора ВГАСУ Евгений Яковлев, только порядка 20% участников коммерциализации научной деятельности называют свои попытки привлечения финансовых ресурсов успешными. В целом, доступные для анализа исследования свидетельствуют, что научное сообщество России, и Воронеж не исключение, пока не готово принимать на себя в полном объеме риски ведения инновационного бизнеса. Львиная доля мобилизованных на развертывание бизнеса средств – это по-прежнему собственные доходы или средства знакомых – около 40%, и только 34% – это средства венчурных фондов и фондов содействия развитию предпринимательства в научно-технической сфере. Предприниматели уверены, что сегодня риски невозврата финансовых средств неоправданно велики. Стартовый капитал малодоступен, не исключена вероятность потери предпринимателями социальных гарантий.

Поэтому принципиально, чтобы в университетах и на производственных площадках нашего города были созданы условия для передачи опыта и взаимодействия уже состоявшихся и опытных предпринимателей с начинающими. Немаловажно, чтобы процесс формирования инновационного мышления поддерживался на протяжении всего «взросления» молодых бизнесменов – от школьной скамьи до масштабирования удачных проектов. Опыт, сообщил основной докладчик Евгений Яковлев, показал, что устойчивый алгоритм взращивания инновационной инициативы и ее включения в бизнес состоит как минимум из пяти этапов. Сначала юные предприниматели должны получить в школе экономическую и юридическую базу для последующей деятельности. Второе, в период студенчества должна состояться, так называемая, «упаковка идей». В этот период идея апробируется в обсуждении со специалистами, преподавателями и единомышленниками. Этой цели в Воронеже служат, например, конкурсы «Умник», «Кубок инноваций», «Бит Черноземья». На этом этапе активного участия в конкурсах нарабатывается портфолио, а его наличие способствует успешному привлечению ресурсов в последующем. Третий этап включает окончательную экспертизу формирующегося проекта и командообразование. В результате создается малое инновационное предприятие. Форматом для этого этапа является, к примеру, воронежская программа «Старт». На четвертом этапе идет собственно бизнес-инкубирование, с решением важнейшей и иногда решающей задачи — привлечения инвестиций. В рамках решения задач этого финального этапа во ВГАСУ создаются производственные филиалы кафедр. Разворачиваются площадки для создания и выпуска протоизделий. Далее остается только укрупнять или масштабировать бизнес.

Кстати, к сегодняшнему дню во ВГАСУ уже созданы и успешно работают студенческие проектно-конструкторские бюро, творческие мастерские, использующие расчетный счет бизнес-инкубатора. Ведется запуск проектов, поиск своих потребителей, локализация запросов целевых аудиторий.

Эталонным проектом, выполненным при непосредственном участии бизнес-инкубатора ВГАСУ, считает Евгений Яковлев, стал архитектурный проект благоустройства территории, реализованный студентами вуза в содружестве с Кантемировской муниципальной администрацией. Правильное материальное стимулирование позволило создать 22 творческие группы, которые генерировали идеи и оформляли проекты детальной планировки территорий районного центра. Итог превзошел ожидания – все эти группы справились с заданием, а затем смогли мобилизовать внешние заказы и стали резидентами бизнес-инкубатора.

Главное в развитии бизнес-инкубаторов – это определение степени инновационности проектов на этапе их старта, уверен Александр Хван, директор инновационного бизнес-инкубатора «InSight» (ВГУ), доктор технических наук. Пока же в городе налицо дефицит конкурсов, способных выявлять инновационные идеи, особенно ощутимый даже не в технической, а в социальной сфере и общественных науках.

– У нас в ВГУ, – проинформировал Александр Дмитриевич, – 30 предприятий, не считая технопарка. 6 из них функционируют безубыточно, имея по году общий объем оборотных средств в 75 млн. руб.

Ограничением в развитии инновационного предпринимательства Александр Хван, как и его коллеги, считает проблему отсутствия специального образования у будущих предпринимателей. Специалисты должны объединить усилия по созданию модели обучения предпринимательству, включающей применение внешкольных (в период получения среднего образования), затем вузовских образовательных учреждений. Целью является выработка у молодых людей особого предпринимательского мышления, «духа», нацеленного на преодоление препятствий и достижение поставленных целей.

Задача минимум, решили участники круглого стола – это создание единой городской информационной интернет-площадки, на которой следует сконцентрировать всю информацию о существующих в сфере малого бизнеса возможностях. Кстати, по предложению Юлии Галкиной, такой площадкой для начала может выступить сайт администрации городского округа Воронеж и его раздел «предпринимательство».

...