31Недавно в Воронеже побывал рок-коллектив «Крематорий» вместе с его бессменным лидером Арменом Григоряном. Небольшой клуб «O’Hara», где вступали музыканты, был заполнен под завязку, и это при том, что цены на билеты «кусались» — желающие послушать легенду русского рока должны были выложить 2 тысячи рублей.

Для почитателей своего творчества Армен Григорян со своей командой сыграл все хиты «Крематория». Были и «Катманду», и «Маленькая девочка», и «Мусорный ветер»… И конечно же, «Безобразная Эльза», и много других горячо любимых воронежцами песен, записанных «Крематорием» за три десятка лет. «Обладая солидным песенным багажом, мы стараемся организовать некие путешествия по истории «Крематория», — рассказал Армен Сергеевич.

32На концерте был замечен давний воронежский поклонник группы, который не пропустил еще ни одного выступления любимой группы в нашем городе. «Впервые Григорян побывал у нас еще в далеком 87-м, тогда еще его группа называлась «Крем» — радостно вспоминал Леонид. – У меня до сих пор сохранилась та давняя афиша, которая, конечно, и пожелтела, и поистрепалась со временем…» Армен Сергеевич, к слову, звездной болезнью не страдает, и каждый раз уделяет время давнему поклоннику. Вот и сейчас он нашел минутку, чтобы сфотографировать на память и оставить росчерк на старенькой афишке, где уже и «живого» места-то не осталось. «Очередная отметка о командировке», — пошутил Григорян.

 

28Не гнушался Армен Сергеевич и общением с прессой. Музыкант поведал, что данный гастрольный тур группы весьма своеобразен. «По случаю тридцатника мы решили проехаться по тем местам, откуда родом бывшие и нынешние участники коллектива. К примеру, в Воронеже родился один из наших скрипачей Вячеслав Бухаров, с которым у нас до сих пор очень теплые отношения. Славик – очень порядочный человек, и он примет участие в нашем юбилейном концерте в Москве…» Также музыканты уже успели побывать в Киеве, где родился web-мастер коллектива, Виннице, где родился их первый скрипач и даже на малой родине своего звукорежиссера — в деревне Торез Донецкой области.

33— Сейчас, с высоты вашей популярности, наверняка вспоминаете, как тяжело было пробивать себе дорогу 30 лет назад…

— На самом деле, все эти сложности — миф, сейчас все гораздо сложнее. Тогда и групп было мало, и зрителей больше. И не было такой нынешней псевдо-шоу-системы, именуемой шоу-бизнесом. Стоило что-то сочинить, заявить о себе, издать и все получалось. То есть, все это происходило естественным путем. Сейчас, к сожалению, чтобы пробиться, надо обладать какими-то финансовыми ресурсами, иметь «папика» или «мамика», чтобы хотя бы просто заявить о себе.

 

30— «Заявить» о себе можно просто выложив ролик на ютуб… Так делают многие музыканты…

— На всех ютубов не напасешься! Да и трудно разобраться, где там что. Мы свое творчество продвигаем через выпуск дисков. Другое дело, что мы известные и нам проще. А молодежь никому не нужна. Поэтому в нашей стране так много «Моцартов», которые сидят дома непризнанными гениями. Радио и телеэфиры оккупировали детки богатых родителей. И Филипп Киркоров, который обладает куда большими финансовыми средствами, чем «Моцарт наших дней», сидящий заднице. Чтобы быть на слуху у нас создаются целые семейные кланы! В погоне за популярностью, человек теряется, как личность. Есть масса интересных поп-песен, которые возникают на Западе, но у нас абсолютно ничего не происходит. Только какая-то тусовка, вроде «Голоса» и ему подобным. Это все как цирк ряженых и не более того. Поэтому хочется убежать, не быть в этой тусовке. Мы все-таки пока еще верим, что музыка, театральная постановка, кино могут воздействовать на личность. Для нас, рокеров, индивидуум гораздо интереснее популярности, какой-то толпы и количества лайков, которые мы получаем в том же интернете.

34— Помнится, вы не лестно отзывались и о российском кино… Опять же, ваша песня «на злобу дня» о «микробе Бондарчуке»… Федор Сергеевич, кстати, претензий не имел?

— А чего Бондарчуку-то обижаться на меня. В данном случае, это имя нарицательное. У нас, к примеру, есть песня «Леша», в которой имя меняется в зависимости от страны, где мы ее поем. Вова, Саша, Виктор… Ну, вы поняли, о чем я! Это все памфлеты, сатирические плакаты. Вот чего я не допускаю при написании песен, так это прямых оскорблений. А свое воззрение на тот или иной жизненный аспект имею полное право выразить.

 

4Мы действительно потеряли наше российское кино! Детишки великих артистов объединились в какие-то профсоюзы, но фильмы-то от этого лучше не стали. Почему я должен смотреть без конца западные фильмы? Я люблю русское кино. И знаю, что в России была своя традиция. Почему она разрушилась? Я вижу лишь несуразности и отсутствие здравого смысла. Бедный Герман 17 лет мучился и никак не мог найти денег, снимая свой фильм «Трудно быть Богом» по произведению братье Стругацких. Зато Бондарчук какой фильм по ним же отгрохал! Только вот, читая братьев Стругацких «Обитаемый остров», я отчетливо представлял себе героев, а в картине Федора Сергеевича я не запомнил ни одного лица, кроме кучерявенького блондинчика с улыбкой из рекламы стоматологической клиники. Это еще раз доказывает то, что клипмейкер должен работать по специальности! Зачем нам нужно такое кино – мне непонятно. Душевным сифилисом, увы, сейчас больны все творческие пласты: кино, литература, музыка. «Шукшины» не могут пробиться из своих деревень, потому что им преградил дорогу строй из Бондарчуков и Михалковых. Считаю, что этим персонажам уже давно пора подвинуться и уступить дорогу другим.

6— Кроме «Крематория» в этом году свое 30-летие отмечают еще такие коллективы, как «Алиса», «АукцЫон», «Несчастный случай», «Наутилус Помпилиус». Не возникало желания собраться вместе и устроить некий междусобойчик?

— Жаль, что такая хорошая идея почему-то нам не пришла в голову. Каждый сейчас живет по своим законам, профсоюза рок-н-ролла, увы, не удалось создать.

— Если бы у вас была возможность поздравить Константина Кинчева или Вячеслава Бутусова с этими датами лично, что бы вы им подарили?

11— С Кинчевым в свое время мы очень много и крепко выпивали, а потом веселились в гостинице. Я бы ему подарил гостиницу. Пусть Костик и дальше веселится! А Слава, он же не из московской рок-тусовки — поди разбери, что им там, питерцам, надо!

— В самом начале карьеры вы мечтали жить в небоскребе, где бы на первом этаже располагался офис, на втором – студия, а все остальные этажи занимал бы публичный дом. Офис и студия у вас есть, а с публичным домом, получается, не сложилось?

— Еще как сложилось! Публичный дом был у нас на колесах и переезжал из города в город вместе с нами. (Смеется)..

20— Армен Сергеевич, а вы телевизор смотрите, или по примеру многих рок-музыкантов отказались?

— На гастролях смотрю. Вот мне был интересен новый сериал про Шерлока Холмса, который сейчас показывают на канале «Россия», я посмотрел первые серии.

— Интересно было посмотреть, как в очередной раз поиздевались над классикой?

5— Именно! И я снова убедился, что после Холмса с великим Ливановым сложно сделать что-то еще. Как и ремейки на «12 стульев», «Джентльменов удачи», «Кавказской пленницы» – все это вторичная хрень.

— У вас ведь был опыт съемок в кино – в 1994 году вы сыграли в драматической ленте «Тацу». Больше роли не предлагают?

— Недавно предлагали сняться в сериале «Пятая стража» с сыном Михаила Козакова Кириллом, но я отказался. Лень. Актерство – сложная профессия, этому действительно надо учиться. Когда я снимался в «Тацу», то играл самого себя. А энергетики у музыканта и актера разные. Наши концерты сродни ракете, заправленной реактивным топливом, она не может остановиться после старта. А в кино нужно постоянно отвлекаться на гримеров, ассистентов, команды режиссера. Это дико утомляет. И поэтому мне кино неинтересно. Опять же, вдруг не получится – и ты опозоришься. Все-таки, каждый должен заниматься своим делом.

19— Как относитесь к тому, когда слышите, как другие музыканты исполняют ваши песни?

— Нормально. Я иногда даже оставляю какие-то отзывы. Народ поет, самовыражается. Иногда попутывая аккордики или слова – так это ерунда. Наоборот, хорошо, когда у людей есть какая-то своя трактовка песни. Помню, нашего звуковика просто одолел один уличный музыкант – он все время пел в метро «Безобразную Эльзу». Да так коряво пел, что однажды наш товарищ не выдержал и не поленился принести из дома магнитофон с кассетой «Крематория». Парень внимательно послушал «оригинал», после чего изрек: «Эх, ну надо же, такую песню испортили!».

15— Лидер «Чижа» Сергей Чиграков рассказывал, как он однажды спел в караоке свою же песню, а бездушный автомат влепил ему «трояк». Вы никогда не пели в караоке?

— Пел. В Одессе дело было. Тихий ужас! Я так и не понял, что я там спел, хотя пел собственную песню. Аккорды там были какие-то непонятные – тот, кто писал эту минусовку, — большой оригинал, однако. Больше я никогда к караоке не подходил.

— А популярную нынче программу «Голос» видели? Как считаете, Александр Борисович Градский сейчас на своем месте, это его проект?

3— Думаю, да. Во всяком случае, я к Градскому отношусь с большим уважением, он действительно грамотный, профессиональный музыкант, который может оценивать разные жанры, потому что сам через многие из них прошел. Так что, он на месте. И Пелагея тоже. Хорошая, талантливая девочка. А вот что в этом проекте делает Билан, я не понимаю. Я несколько раз смотрел «Голос» по просьбе Риты Пушкиной (известная поэтесса, автор многих песен «Арии» и Валерия Кипелова, — прим. авт.). Рита звонила и говорила, чтобы я непременно посмотрел тот или иной выпуск, ей было интересно мое мнение насчет выбора Градского. Ну и, конечно, очень забавно наблюдать, как Александр Борисович порой слушает конкурсантов. В интернете уже масса смешных роликов на эту тему выложено.

9— Сейчас многие музыканты собирают деньги на запись альбомов через своих поклонников. На этой неделе, например, группа «Би-2» выпустила новую пластинку с симфоническим оркестром, записанную как раз по такой схеме. А вы бы смогли попросить денег у народа?

— Мы, скорее, раздаем деньги. Если это молодая группа, и она нуждается в средствах, почему бы не поддержать ее финансово? У нас есть возможность самим записывать альбомы. И у «Би-2», уверен, тоже такая возможность есть. А клянчить деньги у поклонников – как-то некрасиво.

 

10С тем же альбомом «Чемодан президента» мы устроили среди поклонников конкурс на лучший рисунок обложки. В качестве приза пообещали присвоить почетное звание рыцаря «Крематория», вручить соответствующую грамоту и кулон рыцаря. Выиграл мальчик из деревушки под Беларусью. Мы пригласили его на концерт в Минске, и со сцены совершили рыцарский ритуал: парень встал на одно колено, а наш скрипач Макс три раза смычком провел у него над головой. Да, мы ему еще и заплатили порядочную сумму. Рисунок этого парнишки опубликован на обложке виниловой версии альбома, там еще несколько работ других участников. А сейчас как раз снимается клип на песню «Микроб Бондарчук», его тоже делают наши поклонники. И мы с удовольствием заплатим им 100 тысяч за работу. Кстати, видео к песне «Чемодан президента» тоже создал любитель, причем он хотел отдать нам его бесплатно, чисто из уважения к группе, но мы все равно ему заплатили, потому что, считаем, любой труд должен оплачиваться.

12— Армен Сергеевич, а благотворительностью вы занимаетесь?

— В свое время мы участвовали в благотворительных акциях. Но, к сожалению, когда поняли, что между нами, благотворителями и адресатами находятся посредники, которые забирают чемоданчик с деньгами себе, то перестали. Как не защищаешься, время от времени такие посредники влезают в твою жизнь. Поэтому больше в общих благотворительных акциях мы не участвуем. Но недавно к нам обратилась одна волонтерская организация по поводу мальчика Максима, больного лейкозом, он сам из Харькова, но лечится в Израиле. И мы, будучи в Израиле, организовали сбор средств – прямо на концерте ставили банку, чтобы люди клали туда деньги. Потом я лично отвез эти деньги маме Максима. Такие же концерты мы потом провели в Харькове, где живет бабашка мальчика. Но дальше проводить эту акцию не стали, потому что в других городах мы не могли контролировать, куда пойдут эти деньги…

18— Как известно, вы человек аполитичный, в социальных акциях замечены не были. Объясните, с чего вдруг вы встали на защиту участников «Arctic Sunrice» и вместе с Макаревичем, Хавтаном, Троицким, Прилепиным написали коллективное письмо Путину? С Макаревичем все понятно: он постоянно что-то строчит Президенту, но вас-то туда как занесло?

— В случае с «гринписовцами» и «Pussy Riot», на защиту которых я тоже встал, это не политическая акция. А призыв к здравому смыслу. Девушки из «Pussy Riot» совершили аморальный поступок и он достоин порицания, я согласен. Но нельзя за «песню в храме» отправлять их в тюрьму и потом по этапу мучить, чтобы они в конечном счете подхватили какой-нибудь туберкулез. Степень преступления и степень наказания должны быть адекватными. Давайте Васильеву так же накажем.

14— У нее коррупционное преступление, это другое.

— Вот именно. А чем мальчик, который на матче со «Спартаком» вывесил свастику и получил всего лишь 7 дней исправительных работ метлой лучше «Pussy Riot»? Почему такое несоответствие? То же самое и с членами «Arctic Sunrice». Возможно, там были люди, которые мешали работе телеоператора. Но акции «зеленых» проходят везде, не только в России. Например, в Польше на днях тоже взяли под арест «гринписовцев». И я уверен, что ребятам сделают втык и через пару суток отпустят. Люди должны протестовать, в этом нет ничего плохого. Личность на то и создана, чтобы быть с чем-то согласным, а с чем-то — нет.

17Марина Хоружая,
Фото автора

...