1 Контрольно-счетная палата Воронежской области отчиталась о завершении проверки финансово-хозяйственной деятельности театра оперы и балета. О том, что экс-директор Игорь Непомнящий, уволенный по решению учредителя фактически без объяснения причин, был весьма эффективным руководителем, свидетельствуют первые абзацы акта проверки. С каждым годом число премьер, зрителей и прибыли от мероприятий увеличивалось.

Однако ряд СМИ уже успел распространить информацию о якобы многомиллионных нарушениях, найденных проверяющими в театре.

— Зафиксированы нарушения и недостатки на 12 миллионов рублей, — ответили на официальный запрос «Комсомолки» в контрольном ведомстве.

Сумма эта называется и в пресс-релизе, вывешенном на сайте КСП. Из нарушений: за отчетный период (2011 — 2012 годы и девять месяцев 2013-го) произведены незаконные выплаты внешним совместителям, принятым на работу с нарушением трудового законодательства. Установлено нецелевое использование в 2011 году средств областного бюджета при оплате штатным сотрудникам работ и услуг по договорам, в том числе предусмотренных их должностными инструкциями. А также неэффективное использование собственных средств на оплату арендованного имущества.

2Главбух театра Елена Огнева не согласилась с выводами проверяющих. Ее развернутые пояснения по всем пунктам претензий, в которых она обосновала свои действия, ссылаясь на статьи действующего законодательства, занимают по объему примерно столько же, что и акт проверки.

ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ?

В предписании об устранении нарушений КСП требует вернуть в бюджет области не 12 миллионов, а… 218 тысяч рублей (неправильно начисленную зарплату водителю). Эта сумма от миллионов нарушений (заявленных в пресс-релизе и акте проверки КСП) составляет всего лишь около двух процентов! Откуда же взялись остальные цифры? Комсомолка проштудировала и акт проверки, и пояснения главбуха. Оказалось, 11 с лишним миллионов Непомнящий мог бы еще заработать для театра. Но не заработал. На чем? Давайте разберемся.

Кроме того, что администрация театра должна выбить с промоутеров-должников 880 тысяч за аренду зала, комиссия считает, что договоры с организаторами гастролей составлены невыгодно для театра. Речь идет о 33 местах, которые промоутеры отдают на нужды оперного (пригласить высших чинов нашего города). И если бы театр эти места продавал, а не отдавал бесплатно, то мог бы заработать только в этом году около 4 миллионов рублей.

3Однако позвольте, если бы они были проданы, прибыль получил бы организатор гастролей. А сумма аренды зала (из которой и складывается на таких мероприятиях доход театра) все равно не изменилась бы: она зафиксирована департаментом культуры в прейскуранте (составляет 120 тысяч рублей при ценовом потолке билетов до 3000 рублей, и 150 тысяч — при цене билетов выше 3000 рублей, осенью ее подняли до 200 тысяч).

Другими словами, промоутер концерта, на который самые дорогие билеты стоили 1000 рублей, должен заплатить 120 тысяч. А вот организаторы гастролей, к примеру, Елены Ваенги (самые дорогие билеты на ее концерт — 4000 рублей) или Хворостовского (12000) должны заплатить театру одинаковую сумму 200 тысяч — вне зависимости от того, что потолок цены разный — главное, что больше 3000 рублей!

Каким же образом должен заработать в данном случае театр, в КСП «Комсомолке» пока не ответили…

Комиссия зафиксировала также, что помещение театра сдавалось для проведения мероприятий на безвозмездной основе. В пример приводятся гастроли Сергея Безрукова (от 2 и 3 октября 2011-го и 6 октября 2013 года) и Андриса Лиепы (от 14 декабря 2012 года). То есть уважаемые бизнесмены, организовавшие приезд артистов в наш город, попросту не заплатили как минимум 480 тысяч рублей (120 х 4) аренды.

Однако, как рассказал «Комсомолке» Игорь Непомнящий, о таком одолжении его попросили звонком сверху. И это был не единичный случай, проблема носит массовый характер. Один из последних эпизодов — в июне 2013 года департамент культуры издал приказ о безвозмездном предоставлении помещения театра на 8 дней для мероприятий Платоновского фестиваля. То есть оперный за это время при минимальной сумме аренды в 120 тысяч рублей потерял 960 тысяч. Театр в эти дни мог бы проводить свои спектакли, которые приносят от 100 до 300 тысяч, и даже при доходе в 120 тысяч мог бы получить ту же сумму, а может, и до 2,4 миллиона рублей!

«БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ!»

Получается, учредитель театра — департамент культуры — вынуждал администрацию оперного к нарушениям, за которые теперь с него спрашивает КСП? Пардон, о чьей неэффективной работе идет речь? «Комсомолка» поинтересовались у департамента, на каком основании отдавались приказы руководителем и его заместителями о безвозмездной сдаче театра. В распоряжении редакции сейчас находятся два десятка копий таких приказов, подписанных экс-руководителем департамента Иваном Образцовым, заместителями Эмилией Сухачевой и Вячеславом Гуровым. Ответа от департамента пока нет, а Иван Образцов уже отказался давать «Комсомолке» какие-либо комментарии по ситуации с оперным.

Нарушили в ТОБе закон или нет, теперь разбираются в полиции. Главбух театра Огнева написала такие же пояснения и в органы внутренних дел.

— При выявлении признаков преступления мы передадим материалы по подследственности. На сегодня вопрос о возбуждении уголовного дела не стоит, — отметил заместитель начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Воронежской области Александр Попков 9 декабря на пресс-конференции об итогах деятельности органов внутренних дел по борьбе с коррупцией за 11 месяцев 2013 года.

Думается, вся эта возня вокруг оперного — из-за конфликта бизнес-интересов. Версий несколько: во-первых, ликвидация театра в его нынешней форме — для увода в частные руки (возможно, с сохранением государственного статуса и бюджетным финансированием), во-вторых, многие считают, весь сыр-бор в сумме средств на реконструкцию ТОБа, на которую хотят посадить «нужного» человека. По слухам, обсуждается сумма в 2 миллиарда рублей, хотя по расчетам Непомнящего на проведение работ требуется всего 800 миллионов.

Доклад «Воронежский пульс», созданный экспертами Эдуарда Боякова, вскрыл многие язвы воронежской культуры. Найдут ли отражение результаты проверки оперного театра и открывшиеся действия департамента культуры в полной версии доклада, который обещают сделать к весне, «Комсомолка» пыталась выяснить у Эдуарда Владиславовича. От комментариев он тоже отказался.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«Я всегда боролся с тем, чтобы предоставлять театр бесплатно!»

Экс-директор оперного Игорь Непомнящий пояснил «Комсомолке» ситуацию с безвозмездными мероприятиями:

— В уставе театра не написано, что учреждение культуры создано для того, чтобы получать коммерческую прибыль. Театр организован, чтобы создавать и показывать спектакли. Однако при этом он не просто выполнял госзадание (по количеству спектаклей, новых постановок, зрителей и финансам), но даже зарабатывал: за проверяемый период 2011 — 2013 годов задание перевыполнено (даже в неполном 2013-м — уже почти на 10 миллионов). При этом я всегда боролся с тем, чтобы предоставлять театр кому-либо бесплатно. Из-за чего у меня были неоднократные разногласия с руководителями департамента культуры и их замами. Но все равно из года в год они увеличивали количество мероприятий на безвозмездной основе. Департамент издавал соответствующие приказы, зная, что я буду против. Я не мог ослушаться приказов учредителя театра и вынужден был предоставлять помещение сторонним организациям на безвозмездной основе.

...