1012 декабря в Воронежском концертном зале блистали талантами два виртуоза – писатель-сатирик Аркадий Арканов и композитор Левон Оганезов. На суд воронежцев артисты представили музыкальный спектакль «Смех сквозь ноты». Зрители с удовольствием послушали рассказы из творческой биографии, короткие юмористические зарисовки и известные эстрадные монологи писателя-сатирика Аркадия Арканова в обрамлении живой музыки от композитора и пианиста Левона Оганезова.

К слову, день у артистов выдался насыщенным. Они прогулялись по городу, прошлись по магазинам, посмотрели на Воронеж с высоты птичьего полета, а за несколько часов до концерта устроили бесплатную творческую встречу для своих почитателей в Центре Галереи Чижова, где ответили и на вопросы журналистов. На творческой встрече Аркадий Михайлович и Левон Саркисович с удовольствием вспоминали байки из жизни, а также рассуждали о серьезных вещах.
1«В юморе должна быть конкурентность!»

— Аркадий Михайлович, сейчас все ругают юмор, что он ниже пояса. Вы лично что-то интересное в современном юморе находите?

Арканов: — Это вопрос, который задают часто. Я стою на каких-то своих позициях, и могу их изложить, не навязывая при этом никому свои вкусы. Я просто не имею право это делать – у каждого свой выбор. Так вот я за то, чтобы была конкурентность в жанре, который называют сатира и юмор. Возьмем, к примеру, телевидение – когда мы переключаем с одного канала на другой, то видим практически одно и то же. Это у меня всегда вызывает сравнение с фаст-фудами. Представим себе, что в силу каких-то условий запрещено готовить дома, закрыты все рестораны, закрыты все магазины, а существует только фаст-фуд. А есть все равно хочется, и поэтому человек будет ходить питаться в Макдональдсе, и не заметит, как изменится его физиология. Поэтому должна быть конкуренция.

11Сегодня, безусловно, есть и понижение этой планки — к сожалению, большому… Мы сейчас не видим концертов тех, кто считает себя артистом или писателем, мы не видим в их исполнении рассказа. Никто не рассказывает, за исключением двух-трех актеров, которые читают рассказы великого Зощенко, никто не посмеет где-то в концерте прочитать какой-нибудь рассказ Антона Павловича Чехова. Это ужасно! Все сводится к тому, чтобы рассказать какую-то баечку, или какой-то плохой анекдот, лишь бы получить успех. К сожалению, это так. Но я всегда говорю — все зависит от человека. Когда у человека высокий уровень жизни, то ему хочется веселиться любыми способами. Но когда человек находится на невысоком уровне, и веселится по любому поводу, это приводит к последствиям. Как сказал один французский историк по поводу французской революции: «И все мы тогда были восхищены, удивлены блестящими гениальными шутками Вольтера. Мы даже не заметили, как над нами нависла гильотина. Я за то, чтобы мы помнили, что есть еще и другой юмор — интеллектуальный, высокий, и его тоже надо придерживается. А зритель уже будет выбирать, что ему по душе.

6«Меня путают то с Задорновым, то с Брюсом Уиллисом»

— Можете припомнить какие-то смешные случаи во время гастролей?

Арканов: — Ну, это смотря что считать смешными случаями… Для кого-то это, может, не очень смешно…

Оганезов: — Я за Аркадия расскажу! Мы идем по Бруклину в Нью-Йорке, и около магазина его узнает здоровенный парень. Рядом с ним стоит старичок. Парень кидается к Арканову: «О, здравствуйте-здравствуйте!», чуть ли не обнимается, зазывает в магазин… И старичок спрашивает: «А кто это такой?» Парень: : «Ты шо не знаешь? Это писатель Арканов!» — «А что он написал?» — «А я знаю шо он написал?!»

5Арканов: — Когда просят рассказать что-нибудь смешное из жизни, я всегда затрудняюсь ответить на этот вопрос. Было много и смешного, и не очень… Вот сегодня нам с Левоном на столах поменяли таблички… А люди путаются… И я сразу вспомнил такой случай: мы с приятелем стояли на улице в Москве, и подошла какая-то женщина. Ни на кого из нас не глядя, она протянула руку и говорит: «Мужчина, выручите десяточкой!» Мой приятель говорит: «Я все в казино проиграл!» А я интеллигентно полез в карман, достаю купюру, протягиваю, а она отходит в другую сторону, и снова ни на кого не глядя, говорит: «Я просила деньги у мужчины, а вы не мужчина — вы Задорнов!» Развернулась, и ушла! Я до сих пор не знаю, радоваться этому или огорчаться.

— А друг друга вы как-то разыгрываете?

Оганезов: — Нет, никогда! Я могу придумать розыгрыш, но не довожу его до конца — мне всегда жалко человека, которого я разыгрываю. Аркадию тоже жалко! А вот, например, наш старый знакомый – известный советский композитор и литератор Никита Богословский, ныне, к сожалению, покойный, всегда доводил свои розыгрыши до конца. И надо сказать, розыгрыши у него были довольно жестокие.

Арканов: — Нет, я разыгрываю иногда, своих знакомых. Помню, летел в самолете с одним композитором и его женой – а они очень доверчивые. Я разгадываю кроссворд, она подходит ко мне и говорит: «Что делаете?» — «Кроссворд разгадываю!» — «Зачем?» — Ты что, не знаешь? Если я разгадаю кроссворд, и соберу десяток их, я отправляю их куда надо, и получаю за это деньги». Она: «Сколько?!» Я: «100 рублей за каждый». Женщина поверила, пошла к мужу и настоятельно потребовала купить кроссворды, рассказав, что я на этом деньги зарабатываю. Бывают же доверчивые люди. Но я считаю, что разыгрывать нужно все-таки по-доброму.

3Оганезов: — А я вспомнил еще один случай! К Аркадию однажды в самолете подошла дама – американка. «Вы Брюс Уиллис!», — воскликнула она. «Нет, я не Брюс Уиллис! Я его отец!», — невозмутимо ответил Арканов.

Арканов: — Да, многие американцы почему-то находят у нас сходство.

«У нас молодежь замечательная, но Гоголя не читает!»

— Аркадий Михайлович, вы являетесь членом жюри конкурса «Москва-транзит-Москва». Какие советы дали бы молодым юмористам, которые хотят добиться успеха в разговорном жанре?

7Арканов: — Ну какие у меня могут быть советы? Тут ничего не придумаешь, надо родиться с чувством юмора. Его можно усилить, только если оно есть изначально. А начинать нужно с интеллектуальной классики, которую мы забываем – Зощенко, Гоголь, Чехов. Нужно пройти всю историю, чтобы прийти к современному пониманию.

Оганезов: — Мы уже несколько раз сталкивались с такой ситуацией, когда как в песне — «мы разрушаем до основания, а затем…» Кончилось это тем, что сегодняшняя молодежь – замечательная, развитая, энергичная, умная – не знает простых вещей, которые знаем мы. Например, знает мелодию, но не знает слова песни, не знает, кто ее написал. В отличие от многих стран, где знают и уважают своих авторов. У нас есть замечательные поэты и композиторы. И такое не знать! А ведь это наше достояние. У меня умная, энергичная, образованная журналистка брала интервью, я там обмолвился о синдроме Плюшкина. Она спрашивает: «А это что?» Гоголя не читала! Я посоветовал ей прочесть, так как без этого невозможно быть журналистом.

8Слава Богу, у вас в Воронеже остались музыкальные школы, где очень недорого можно дать ребенку начальное музыкальное образование – чтобы он разбирался в жанрах, чтобы знал шедевры. Многие ведь, слыша симфонии Бетховена, не знают, что это. Это же степень культуры каждого человека! В общем образовании, мы пока отстаем, к сожалению. Отсюда разное впечатление от юмора… Я иногда смотрю выступление «Уральских пельменей», и могу сказать, что это очень хорошие артисты, с очень хорошими авторами и хорошей режиссурой. То, что они делают, это достойно и смешно.

— Так как смешит нас наша власть – никто не смешит. Вы не хотите повысить свою квалификацию – и пойти во власть?

Арканов: — С удовольствием повысил бы свое чувство юмора, если бы меня туда хотя бы пригласили. Но меня все никак не зовут, а сам я никуда рваться не буду. Если позовут – воспользуюсь этим обстоятельством. Потому что там действительно есть, чему поучиться — и у членов Госдумы и у тех, кто выше. Я это использую, когда никто не слышит.

9Оганезов: — Я немного старше вас, и хочу сказать, что начиная с 53-го года – до этого времени власть нас только пугала – политики нас непрерывно смешили. Что Хрущев, что Брежнев, что Горбачев… Кроме анекдотов ничего от того времени не осталось в памяти.
«Переносить профессию в жизнь категорически нельзя!»

— Левон Саркисович, как вы совмещаете музыку с юмором, а юмор с музыкой?

Оганезов: — Занятия музыкой это очень серьезная штука, и без полного погружения в это, ничего не получится. Поэтому всегда нужна разрядка. Чем больше сосредотачиваешься на чем-то, тем больше нужна разрядка. Спасаемся анекдотами. Заметьте, что самые смешные анекдоты рассказывают музыканты. Так что без юмора никуда!

Арканов: — А я не люблю людей, которые бесконечно, по любому поводу, острят. Меня раздражают люди, которые в каждом событии жизни, видят что-то не приятное. И когда я вижу вот таких постоянно острящих людей, я всегда говорю – представьте себе, что выдающийся клоун, в своем наряде, со своим голосом, который имеет бешеный успех на манеже, приходит домой, и не раздеваясь, тем же дурацким голосом общается с женой, детьми… Через неделю вся семья от него уйдет, потому что вынести это не возможно. Поэтому в жизнь переносить профессию категорически нельзя!

Оганезов: — Я помню, музыканты из оркестра Утесова рассказывали, как приехали в военный округ – там и сам Утесов выступал… Два часа шел концерт, а потом, как водится – банкет. И к Утесову подходит генерал со словами: «О, Леонид Осипович, вы нам что-нибудь споете?» На что Утесов сказал: «С удовольствием! Если вы нам что-нибудь постреляете!» Больше он там не был!

4«Воронеж скоро станет самым красивым городом России!»

— Воронеж успели посмотреть?

Оганезов: — Меня очень порадовал ваш театр драмы обновленный, я его видел в совсем другом виде. Безумно впечатлил ваш Благовещенский собор – как будто это не вновь отстроенный храм, а давно уже там стоял. Чисто и красиво в городе. Я сюда приезжаю с гастролями с 61 года, часто бываем здесь. И всегда я обращал внимание на какой-то застой. Сейчас этого нет. Город не стареет, не молодеет– он выглядит так, как за ним следят. Когда мы смотрели на Воронеж с высоты 23-го этажа, я понял, что работа по омоложению Воронежа, у вас идет полным ходом. На мой взгляд, Воронеж один из самых красивых городов России… А скоро, видимо, будет самым красивым!

Арканов: — Впечатление о любом городе – у меня лично – складывается сразу, как только я ступил на эту землю. Из самолета вышел, или из поезда – не важно. Это необъяснимо. Есть города, по сути, прекрасные, но они не оставляют никакого впечатления. Приезжаешь в эти города по многу раз, и ничего не помнишь. А есть города, которые сразу западают в душу – взглядами, улыбками, добротой… Воронеж для меня – такой город. Я впервые побывал здесь в середине 60-х. но не с творческой поездкой. Дело в том, что у меня был роман с одной очень красивой воронежской девушкой. Потом уже она работала в Москве манекенщицей, но когда она бывала здесь – в родном городе – я время от времени приезжал к ней. Хочу отметить, что у вас живут невероятно красивые девушки! Так что Воронеж не только внешне красивый, я его помню и по совершенно другим моментам.

2Оганезов: — И у меня был роман здесь. Моя возлюбленная была в первом составе «Воронежских девчат». Имя называть не буду, сейчас ей лет 70 уже. Может, она меня уже и не помнит, но я приезжал сюда пару раз. Я тогда еще был не женат, поэтому, мог себе позволить. Я тогда знал весь репертуар «Воронежских девчат» наизусть, со словами.

— Левон Оганезов назвал своих любимых юмористических артистов, хотелось бы узнать, кого выделяет Аркадий Михайлович…

Арканов: — Я уже 11 лет являюсь председателем жюри общероссийского фестиваля эстрадного искусства и юмора, так что многое повидал на своем веку. Я объездил всю Россию от Владивостока до Калининграда, и пришел к такому выводу: чем дальше от мегаполиса находится человек, который тянется к культуре и искусству, тем более «по-настоящему» он воспринимает сцену, тем более он талантлив. Тот уровень, который сейчас в Москве, Питере, в крупнейших городах, слишком низок. Поп-музыка без слов — непонятно что поют, ужасные примитивные мелодии и звуки большого барабана. Когда мы находим какой-нибудь очередной самородок, это приятно– это сродни ощущению, когда у тебя родился ребенок. Несколько лет назад мы нашли в Самаре дуэт баянистов. Они принимали участие в нашем конкурсе «Москва-Транзит-Моква», стали победителями, а сегодня это известный на всю страну дуэт «Баян-микс». Это наше открытие, их никто не знал. И это только один пример. А сколько есть замечательных музыкантов, балалаечников, скрипачей. Один скрипач из Барнаула – молодой парень, никто не знал его, а он поразил нас, стал лауреатом конкурса. И в этом году в Лос-Анжелесе на Международном конкурсе скрипачей-виртуозов он получил золотую медаль. Поэтому для меня это счастье, когда ездим и находим таких самородков.

— Скоро Новый год. Вы уже придумали, какие подарки будете дарить друзьям и родным?

Оганезов: — Мне не придется мне в этом году делать подарки — все мои друзья в разъездах, близкие и жена — в другом городе. Могу подарить только Аркаше… себя. Приглашу его второго января, и сам лично сварю хаш. Знаете, что это такое? Это из телячьей ножки 8 часов варится бульон с зеленью. И утром водочка очень хорошо пьется под этот бульон с мясом.

Арканов: — Как же тебе повезло, что все твои друзья в разъезде! Ты много сэкономишь на подарках. А у меня наоборот: все друзья рядышком, в Москве. Что касается подарков новогодних, то по глупости и ненужности они занимают второе место в мире, и потом передариваются. Поэтому когда я что-то дарю, то всегда стараюсь доставить личное, конкретное удовольствие. И неважно, сколько это стоит.

Оганезов: — А я вообще не люблю выбирать подарки. Лучше что-нибудь оригинальное приготовлю дома, и прямо в блюде или кастрюле принесу в гости. Это всегда самый лучший подарок.

Марина Хоружая,
Фото автора

...