38 На прошлой неделе Воронежском концертном зале давали спектакль «Любовь на Большой Медведице», поставленный по пьесе Михая Себастиана «Безымянная звезда» и рассказывающий зрителям одну из лучших историй о любви, а точнее — о ее невозможности. Об отношениях на одну ночь и воспоминаниях о них на всю жизнь…

Пересказывать сюжет бессмысленно, он и без того всем знаком. Пьеса Себастиану — простая по форме и сложная по содержанию, имеет богатую сценическую судьбу, она многократно ставилась и ставится на различных театральных площадках, а широкому зрителю известна по фильму Михаила Козакова с Костолевским и Вертинской в главных ролях.

43«Любовь на Большой Медведице» в Воронеже разыгрывали Юлия Меньшова, Андрей Чернышов, Валентин Смирнитский и Сергей Никоненко. Сергей Петрович и Юлия Меньшова прибыли в наш город поездом, рано утром. Смирнитский и Чернышов присоединились к коллегам несколько позже. Из-за плотного графика им пришлось вылетать в день спектакля самолетом. «Вчера у меня были съемки, потом спектакль…, — признался Валентин Георгиевич. – Сейчас снимаюсь в очередной криминальной мелодраме по заказу НТВ. Я играю там плохого человека — «редиску». Мой герой погибает в конце. Кстати, вчера мы снимали финал, меня как раз и убивали. Названия картины еще нет, и когда она выйдет тоже пока не известно. Я в этом году много где снимался, но, наверное, все покажут в будущем году. Но в новогодние праздники вы меня нигде не увидите, ничего позитивного, праздничного у меня не было…»

4— Валентин Георгиевич, вы в свое время работали в театре Луны, и там работал наш земляк Максим Щеголев. Что о нем можете сказать?

— Он же погиб да? А-а, это я с другим перепутал. Он при мне пришел в театр… Но я с ним в одних спектаклях не играл, я уже уходил тогда из театра.

— Когда-то вы сказали, что вам не нравится работать в театре, потому что там мало независимости. С возрастом не появилось потребности в постоянстве, в пристанище в виде стационарного театра?

22— Сейчас я уже в том возрасте, когда особенно не зовут в театр — кому нужны артисты моего возраста? А раньше предлагали постоянно. Мне не хотелось сознательно. И не потому, что это несвобода — хотя это тоже немаловажный момент… Просто работой в театре я накушался в свое время, я знаю, что это такое, от и до. После студенческой скамьи я постоянно работал в стационарных театрах — с труппой, репертуаром… Я прошел все это по полной программе, поэтому меня уже это не привлекает. Да, это хороший опыт, но я его получил. Я работал с хорошими режиссерами. Зачем мне в одну речку входить в десятый раз? Меня в свое время Галя Волчек пригласила в «Современник», я два года играл там. А потом она начала потихоньку уговаривать меня работать там постоянно. Но я не согласился. Даже при том, что я этот театр люблю, там работает много моих хороших знакомых…

33— В чем, на ваш взгляд, преимущество антрепризы?

— Преимущества особенно никакого нет, кроме того, что это хороший заработок. Кроме того, есть возможность встречаться с разными актерами, с которыми в стационарном театре не встретился бы. А тут постоянная смена партнеров — иногда бывает не очень удачно, но в основном это интересные актеры и режиссеры. Антреприза изменилась в последнее время. Антрепренеры, которые себя сохранили до сих пор, становятся профессионалами. Приглашают хороших режиссеров, хороших сценографов, художников, платят приличные деньги…

34— Если вам не нравится партнер, как человек, вы попросите заменить его, сами уйдете или будете «притираться»?

— У меня такой случай был в одном из антрепризных спектаклей. Я продюсеру сказал – я не буду работать с этим актером. Об этом, кстати, заявил не только я, но и еще один мой коллега… Не буду называть фамилию того актера, не нужно это. И это тоже преимущество антрепризы – ты можешь отказаться в любой момент. Если в театре мне в приказном порядке говорят, с кем играть, то здесь я могу сказать «нет». В результате, нас развели с этим актером по разным составам, и проблема разрешилась.

27— Это, наверное, Долинский? Алла Довлатова рассказывала нам, что никто не хочет с ним работать…

— Нет, Долинский — мой приятель со студенческих лет. У него характер непростой, но у меня с ним хорошие отношения.

— Я знаю, что вам предлагали преподавать актерское мастерство. Почему отказались?

35— Для этого надо иметь талант. Может я и мог что-то рассказать молодым актерам – все-таки опыт большой — но еще должно быть желание, потребность какая-то. Это же не механическое действие… Должна быть идея, а ее нет… Просто пойти, что-то бубнить на лекциях и получать за это деньги? Зачем? У кого-то есть призвание к преподавательской деятельности, у кого-то нет…

— Вы сказали, что преподавать не хотите, и все же, можете дать какие-то советы начинающим актерам? Многие жалуются, что в кино тяжело попасть, в театрах мало платят…

36— Нам еще меньше платили! Что тут можно советовать по поводу денег? Молодые на сериалах зарабатывают! Но это палка о двух концах… Я все-таки снимаюсь в кино постоянно, встречаюсь с молодыми актерами. Есть разные, но, к сожалению, общий уровень низковат. Но это от того, что школа уже не та, образование уже не то…

— Вы придирчиво относитесь к выбору сериалов, в которых снимаетесь?

— Соглашаюсь, конечно, не на все подряд, но мне ничего такого особенного уже и не предлагают – возраст есть возраст. Так, конечно, просматриваю все — мне присылают на айпад всякие сценарии, я их читаю.

37— Валентин Георгиевич, вы новые «Три мушкетера» смотрели, которые снял Жигунов?

— Нет. Он меня приглашал, но я не смог — у меня гастроли. Да я бы и не пошел. Что я сюжет не знаю? И не важно, что бюджет картины – 12 миллионов долларов!

— Не хотелось разочаровываться?

— Нет, причем здесь разочарование? Мне эта тема, во-первых, порядком поднадоела. А во-вторых, я не думаю, что там что-то гениальное – вы, наверное, читали отзывы прессы уже…

23— Вы ведь изначально были инициатором продолжения «Трех мушкетеров»…

— Продолжения! А это не продолжение, это новая версия. По крайней мере, так Жигунов это позиционирует. Хотя все это странно. Когда снимаешь кино, надо иметь какую-то идею. У Жигунова это режиссерский дебют, и ни в одном интервью он не объяснил зачем, для чего это нужно! Не нравятся прошлые «Мушкетеры»? Это не повод! Как можно снимать кино без идеи? Я не понимаю. А потом, меня всегда пугало его очень серьезное отношение к Дюма — лучше бы Достоевским увлекся…

39— У нас недавно был Вениамин Смехов, и он сказал, что советский фильм «Три мушкетера» настолько популярен, из-за вот этой чистой дружбы между героями. Вы согласны с ним?

— Об этом много можно рассуждать… Когда снимаешь кино, никогда не знаешь каким будет «выхлоп», чем это закончится, что в результате получится… Никому и в голову не приходило, что фильм потом будут крутить 40 лет — каждый год. Что он станет народным хитом. Я уже говорил о том, что фильм получился хорошим в первую очередь благодаря прекрасной музыке Дунаевского – она сыграла колоссальную роль. Плюс атмосфера на съемках действительно была очень хорошая, дружеская… Этого было не скрыть, в этом была какая-то своя аура… Мы все дружили, и эти наши отношения передались на экран. Какие вы увидели отношения между Атосом, Портосом, Арамисом и Дартаньяном, такие были между нами и в жизни! И сохранились до сих пор с теми, кто остался жив!

42— Валентин Георгиевич, вы в следующем году отмечаете 70-летие…

— Ой, не говорите…

— Вы уже как-то готовитесь? Будет ли какой-то бенефис?

— Нет, подготовки никакой к этому «радостному» событию нет. Я вас уверяю, люди, достигающие такого возраста, никакой радости от этого не испытывают. Да и дожить еще надо! Сейчас каждый день на счет идет, не то что год. Старение радости не приносит — оно настраивает на философский лад, созерцание. Так что я ничего не планирую на юбилей. Скорее всего, в это время буду за границей. Сбегу ото всех. Я не люблю вот этого пафоса, тусовок.. А на свои праздники собираю лишь близкий круг друзей. Если кто-то захочет приехать ко мне в Испанию поздравить – пожалуйста!

40— У вас там недвижимость?

— У меня там квартира, поэтому наведываюсь в Испанию довольно часто. Раза 3-4 в год обязательно.

— Какие из российских фильмов вам понравилось в последнее время? Все хвалят «Легенду№ 17»…

— Я в ней снимался, кстати. Несмотря на то, что Коля Лебедев хороший парень и режиссер, я даже не предполагал, что картина будет иметь такой успех. Тут, как говорится, не угадаешь. А что нравится? Из последнего, пожалуй, ничего не назову, а так мне всегда нравились фильмы покойного Балабанова. Что-то в нем было такое, что меня цепляло. «Брат» — прекрасный фильм. Да многие… Но, к сожалению, нам не довелось поработать, я с ним не встречался. Валера Тодоровский очень хороший режиссер, снимает отличные фильмы. Мне и «Любовник» его очень нравился в свое время…

32— Все еще говорят о фильме «Географ глобус пропил»…

— Я его не видел. Но там играет замечательный Костя Хабенский, поэтому я его посмотрю, конечно. Хотя опять же – что нового я там увижу? Создатели даже не скрывают, что это продолжение «Полетов во сне и наяву».

— Где поклонники смогут вас увидеть в ближайшее время?

— Под Новый год нигде – ни в каких праздничных, позитивных картинах я не снимался. А вот в будущем году «выстрелю». Я в последнее время очень много снимался. Вот сейчас, к примеру, идут съемки очередной криминальной мелодрамы для канала НТВ, где я играю плохого человека – «редиску». Он погибает в конце. Кстати вчера как раз снимали финал, меня убивали… В фильме снимается много хороших актеров. Влад Котлярский, например. Тоже, кстати, играет отрицательного героя.

 

31— У вас сейчас четвертая жена…

— Пятой точно не будет!

— Богатый опыт вам помог научиться разбираться в женщинах?

— Конечно, опыт учит. Опыт — сын ошибок трудных… Куда деваться-то? Естественно начинаешь разбираться — по крайней мере, в каждом новом браке учитывались ошибки предыдущих…

 

21262930Марина Хоружая,
Фот автора

...