Недавно первый заместитель руководителя администрации Президента Российской Федерации Владислав Сурков сообщил жителям страны о новом президентском проекте по созданию «территориально обособленного комплекса» для развития инноваций.

Этот проект не только позволит дать новый толчок развитию научной мысли страны, но и вывести высокие технологии на качественно новый уровень, что сделает их конкурентоспособными и востребованными даже на коммерческом рынке.

Комментирует и.о. секретаря Воронежского регионального политсовета Партии «Единая Россия» Ирина ТРАНЬКОВА:


— Интервью можно считать более детальным продолжением разговора, который состоялся на воронежском форуме «Стратегия 2020. Региональная проекция». Посыл все тот же, и с ним не поспоришь: модернизацию экономики надо начинать с модернизации общественного сознания. В том числе и бизнес-сознания. Потому что, как справедливо было замечено, можно соревноваться в том, кто сколько денег в оффшор выведет. А можно – в создании уникальных идей и сверхсовременных технологий. Такими должны быть амбиции адекватной бизнес-элиты. А для этого действительно нужны позитивный настрой и созидательная энергия. Ну и, конечно, желание рискнуть: коммерциализации инновационных проектов – задача очень сложная. Даже на Западе, где спрос более очевиден и лучше просматривается, существуют проблемы с коммерциализацией того же нанопродукта: рынок его может не воспринять только потому, к примеру, что он – будучи явно лучше по качеству – стоит процентов на пять дороже традиционного аналога. Поэтому нам действительно необходимо формировать «квалифицированный» спрос. А это в свою очередь возможно только при достаточно высоком уровне благосостояния населения.

Воронежская область с ее огромным научным и промышленным потенциалом должна показать пример инновационных и модернизационных изменений в экономике. И в перспективе, как заявил губернатор Алексей Гордеев в обнародованной недавно «Стратегии воронежского лидерства», наш регион имеет все шансы стать центром индустрии знаний и, как следствие, экспортером новых информационных, образовательных, управленческих и производственных технологий.

Комментирует Игорь Гончаров – руководитель Воронежского регионального исполкома партии «Единая Россия»:

— И президент Медведев и премьер-министр Путин заявили о необходимости модернизации всего уклада нашего общество. И все мы понимаем, что никакое движение вперёд невозможно без развития науки. Проект по созданию аналога американской «Кремниевой долины» в России – это планомерная реализация, выдвинутых властью новых ориентиров. Нам критически необходимо, чтобы сюда проникала более высокая культура производства, технологий и исследований вместе с высококлассными специалистами. Полностью поддерживаю, озвученные Сурковым идеи. Уже давно пришло время начинать глобальные преобразования в этой сфере. Людям крайне необходимо чувствовать собственную значимость и осознавать личную причастность к глобальным процессам. Убеждён, что проект по созданию «территориально обособленного комплекса» для развития инноваций – не утопия и даже не чудо. Учёные, которые создали компьютер, наверное, тоже считались чудаками, казались безумцами.
Свершено согласен с тем, что если в России не хватает нужных специалистов, их следует привлекать из других стран. Именно таким образом Пётр I совершил прорыв. Ждёт прорыва и современная Россия.

Комментирует Игорь Суровцев, ректор Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, заместитель секретаря Воронежского регионального политсовета партии «Единая Россия»:

— В газетном заголовке «Чудо возможно» как бы уже содержится характеристика фантастичности проекта. Если не зацикливаться на обсуждении семантических вольностей интервью, то, по большому счету, начато обсуждение нового важнейшего шага в построении системообразующего элемента Национальной инновационной системы (НИС) – создании российского аналога «силиконовой долины». Нетрудно видеть, что этот проект является логическим продолжением государственной инновационной политики и программы «Стратегия — 2020».
В связи с переходом экономики ведущих стран мира в шестой технологический уклад (нано-, биотехнологии и т.д.), нет необходимости доказывать уже набившую оскомину аксиому, что без перехода на инновационный путь развития Россия отстанет от промышленно развитых стран навсегда, оставаясь сырьевым придатком с непредсказуемой судьбой.
В интервью совершенно справедливо подчеркивается, что имеющийся зарубежный опыт создания «умной экономики» обязательно нужно использовать, но элементы НИС нельзя просто калькировать и тиражировать, она должна формироваться для каждой страны с учетом ее особенностей.
Поставленные в «Стратегии – 2020» задачи по повышению уровня жизни населения должны быть решены за счет стабильного роста ВВП, который в свою очередь определяется переходом экономики страны на инновационный путь развития.
Однако, инновационный потенциал большинства российских предприятий уже исчерпан.
Поэтому и появился принципиально новый проект создания научно-инновационных кластеров на многофункциональной базе, формируемой с помощью конструктивного партнерства государства, бизнеса, научного, вузовского и инженерного сообществ.
Еще раз подчеркнем, что без выстроенной всем понятной патерналистской государственной политики нет, и не может быть, экономики инноваций.
Для решения этих проблем и предназначен представленный в интервью проект. Я думаю, его удачно дополняет проект Всероссийской политической партии «Единая Россия» — «Национальная инновационная система». Этот партпроект создает независимые площадки для конструктивной дискуссии, объединяющей заинтересованную компетентную аудиторию.
Понятно, что российская инновационная экономика должна строиться на основе максимально полного раскрытия инновационного потенциала регионов. Создание региональных инновационных систем, конечно, должно учитывать весь комплекс объективных характеристик регионов (географических, социально-экономических и др.). На наш взгляд, учитывая разную степень восприимчивости регионов к инновационному развитию, федеральная политика должна предусматривать несколько различных сценариев, учитывающих специфику определенных групп регионов.
В Партпроекте «Единой России» для построения единого «улья» предлагается создание сети опорных зон (ячеек, сот) — территорий инновационного развития. Такие зоны должны характеризоваться локальной институциональной структурой – правилами инновационной деятельности, исполнение которых должны гарантироваться губернатором региона и Партией «Единая Россия». Например, в Воронеже – университетском центре Черноземья в черте города имеется несколько сотен гектаров федеральной земли, на которой можно построить современный многоотраслевой региональный инновационный кластер.
Руководителям нашего «силиконового» проекта придется принимать жесткие меры по выполнению конкретных заданий всеми участниками. Процесс модернизации, фактически начатый еще в 1997 году, пока не привел к принципиальным сдвигам в этом направлении. Созданы и создаются, но пока с малой отдачей, отдельные элементы инновационной инфраструктуры в форме инновационно-технологических центров, технопарков, бизнес-инкубаторов. В то же самое время организационная и институциональная структуры всех секторов науки – сферы, в значительной степени являющейся источником технологических инноваций – оставались неизменными, что не стимулировало внедрение каких-либо кардинальных нововведений.
На наш взгляд, прежде чем формировать общую концепцию инновационного развития необходимо провести технологический аудит государства. Только результаты такой глобальной сугубо объективной, а не комплиментарной инвентаризации могут составить реальную платформу для дальнейшего стратегического инновационного прогноза.
Таким образом, национальная инновационная политика государства призвана обеспечить не просто устойчивое развитие, а достижение при этом конкурентных преимуществ государства в «новой экономике». Национальная инновационная система должна, в принципе, выполнять помимо технологических, в широком смысле, еще и важные политические (идеологические) и социальные функции – служить системообразующей основой государственной социально-экономической политики.
Впервые за долгое время лидерами государства и партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» принимаются серьезные организационные и политические решения, обеспечивающие переход от разговоров на тему инновационного обновления экономики, произнесения общих заклинаний и деклараций к конкретным вполне прагматическим действиям, формирующих как план первоочередных мер, так и экономическую политику на долгосрочную перспективу.

...