34На днях в наш город пожаловала труппа самого дорогостоящей и роскошной цирковой программы «Пять континентов». Недаром создатель, продюсер, директор, художественный руководитель и дрессировщик (да-да, в все в одном лице!) Гия Эрадзе назвал свое шоу Королевским – здесь каждая деталь сделана с таким шиком, которому позавидовал бы царский двор!

В наш город Гия привез три сотни животных и птиц 39-ти видов. Чтобы доставить в Воронеж животных, а также объемные декорации, звук, свет и лазерные установки, потребовалось 16 огромных фур. Гия Эрадзе уверяет, что шоу просто поразит воронежцев, и ни один не уйдет со спектакля равнодушным.

36Гия Эрадзе родился и жил в Тбилиси. Его родители к цирковому миру не имели никакого отношения. Ребенок рос, как все дети. Но очень любил цирк, не пропускал ни одного представления. Причем Гия не просто любил смотреть цирковые программы, он представлял себя на манеже рядом с артистами. А пока не было возможности реализовать детскую мечту, мальчик ходил на ипподром – катался на лошадях, пытался изучать их повадки. Там-то его и увидела народная артистка Грузии Нана Мелкадзе, она как раз отбирала наездников в аттракцион «Джигиты Грузии». Так Гия начал работать в цирке. Потом был аттракцион Автандила Пирадзе «Интеркосмос», где Гия выступал воздушным гимнастом и учеба в тбилисском эстрадно-цирковом училище по специальности «жонглирование». Как губка Эрадзе впитывал цирковые премудрости, но душа жаждала другого. Парню хотелось заниматься дрессурой, а в училище дрессировщиков не готовят, потому что этот дар – понимать животных – дается, как говорят, «свыше».

Между тем в родной Грузии настали не лучшие времена. Аттракцион «Интеркосмос» распался и, предвидя это, Автандил Пирадзе помог Гии подготовить номер с дрессурой смешанных животных. Дрессировать такие группы непросто, но Гии все давалось легко. Шесть лет с коллективом он ездил по «четырехугольнику» — Батуми, Ереван, Баку, Тбилиси. Частенько гастрольные пути юного артиста пересекались с путями великих мастеров дрессуры. И Гия любую свободную минуту посвящал репетициям с непревзойденными укротителями – такими, как Тереза Дурова, Степан Исаакян. Ловил их каждое слово, жест, прием. Он и сам признается, что ему всегда нравилось общаться со старшими коллегами, учиться у них всему…

32Вскоре Гия Эрадзе задумал свой собственный грандиозный спектакль с группой смешанных животных. И создал. Да такой, что даже старожилы циркового мира не перестают удивляться. В «Пяти континентах» удачно соединены традиционный цирк, театр и варьете. Шоу наполнено спецэффектами: лазерами, фейерверками, дождями из блесток и мыльных пузырей, фейерверком из под купола цирка, а еще – необыкновенными по красоте декорациями…

Свои «Пять континентов» Гия привозил в столицу Черноземья дважды, последний раз 3 года назад. Однако продюсер уверяет, что от того, что видели воронежцы, в программе осталось процентов двадцать. «Мы привезли абсолютно новый спектакль. Я не люблю слово шоу, потому что сейчас каждый второй так называет свою программу», — во время пресс-конференции, состоявшейся до премьеры, поведал Гия.

18«Мои артисты – лучшие из лучших!»

— Зачем вы усовершенствовали программу? Она у вас и так была идеальная… Все воронежцы после ваших гастролей всегда говорили, что это лучшее шоу, которое они видели…

— В становлении моей карьеры мне помогал покойный ныне продюсер Геннадий Гордиенко. И он мне тогда сказал такую фразу: «Если ты остановишься – ты остановишься навсегда!» Нет предела совершенству, нужно всегда развиваться. За те 3 года, что мы не были у вас, мы получили золотую награду в Москве на Всемирном фестивале. Три мои артистки взяли золото, серебро и бронзу на фестивале в Италии. Также мои девочки получили «Принцессу цирка» на саратовском фестивале… Как видите, мои артисты — лучшие из лучших!

20Эрадзе признался, что очень любит Воронеж. «Это цирковой город! Когда мы начинали работать с тиграми и львами, директор воронежского цирка Борис Бирюков помогал мне — я у него учился. Я везде упоминаю его фамилию, потому что Борис Константинович — легендарная личность. Он работал еще с великой Бугримовой! Опыт, приобретенный благодаря артистам еще той, советской школы, и позволил мне создать коллектив, который сейчас существует.

— Я знаю, что ваша программа находится на самоокупаемости. Неужели руководство Росгосцирка ничем не помогает?

19— Новое руководство нам, конечно же, помогает. Но не с финансовой точки зрения. Все что вы видите, сделано на мои личные средства. Все, что я зарабатываю, я вкладываю в коллектив, развиваю его. Потому что это моя жизнь. Гордиенко был не последним продюсером, и когда он с коллективом приезжал в любую точку мира, это был взрыв. Когда Геннадий Гордиенко ушел из жизни, я взял на себя его коллектив, и начал продюсировать его сам. К тому моменту я уже многому научился. К примеру, я знал, как должно выглядеть шоу, как должен выглядеть настоящий продюсер, директор, артист… Когда Гордиенко был нашим продюсером, не дай Бог кому-то было прийти не причесанным, или не опрятным. Он нас «убивал»… И спасибо ему большое за это – таким образом он нас воспитал,.. На моем спектакле вы не увидите ни одного некрасивого лица. А еще у меня все в труппе все молодые – самый старший я, мне 35 лет! И что отрадно — в нашем коллективе люди работают по 10-15 лет. Никто не уходит, все наоборот стремятся попасть к нам. Потому что наше шоу – это бренд! Потому что у нас отличные зарплаты… При этом, у нас очень строгая дисциплина, штрафная система. У нас есть определенные законы в коллективе, которым все должны следовать безоговорочно. Конечно, мне тяжело проявлять жесткость. У меня грузинское воспитание (у Гии Эрадзе отец грузин, мама – русская, — Прим. Авт.), а грузины по натуре своей очень гостеприимные и добрые. Но быть жестким необходимо, иначе не получится такого шоу, которое вы сегодня можете видеть. Я вообще всегда говорю, что мне с животными гораздо легче работать, чем с людьми.

25

«Тяжело возить за собой целый «творческий завод», но «чемоданные номера» — не моя история!»

— Что на ваш взгляд является главным показателем успеха вашей программы?

— Конечно, возить такую махину – это же целый творческий завод — нелегко. Я давно мог остановиться на достигнутом, оставить 80 человек (на сегодняшний день над шоу Гии Эрадзе работают 140 человек, — Прим. Авт.), сократить количество машин до 10-ти, и поверьте, программа также приносила бы доход… Но я хочу делать что-то грандиозное. Раньше цирк собирал полные дворцы спорта и стадионы, в советское время были большие коллективы по 120-150 человек, были аттракционы гигантские. Куда все это делось? Почему сейчас этого нельзя сделать? Сейчас у всех «чемоданные» номера…

27Я, кстати, никогда не работаю с цирковыми режиссерами, мне это не интересно. Для постановки номеров я беру талантливых режиссеров с эстрады. И балет у меня только с эстрады. У меня вообще много людей не из цирка. Цирковые у меня только те люди, которые делают трюки…

Что же касается успеха, то без ложной скромности скажу — с нашего спектакля не уходят! Наоборот, увидев наше шоу один раз, приходят еще и еще. Мы работаем так уже 13 лет. И таких успешных коллективов у нас в России крайне мало — по пальцам можно пересчитать. Мы, Толик Сокол, браться Запашные… Но у них совсем другая стилистика, другой подход к работе. Мы в Воронеж приехали из Краснодара, и директор краснодарского цирка сказал, что таких аншлагов у них не было со времен Олега Попова. Мы там объявили дополнительный спектакль, и продали весь зал за один день. У нас гастроли расписаны на год вперед. После Воронежа едем в Питер — там вместе с Вячеславом Полуниным и театром «Лицедеи» будем ставить сказку «Золушка». А дальше Казань, Саратов, Московский цирк Никулина…

21«Зачем мне заграница? Меня и в нашей стране везде ждут!»

— У успешных людей всегда много завистников. Палки в колеса не пытаются ставить?

— Да, мне многие завидуют, но я этого не боюсь. Завистники меня только заводят и подстегивают – благодаря им, я стараюсь делать свою работу еще лучше, быть еще успешнее. Кто им мешает сделать такое же великолепное шоу? Вместо того чтобы ходить в молодости по ночным клубам, я репетировал в цирке.

29— А если человек очень хочет сделать что-то выдающееся в цирке, но у него банально нет средств?

— Я готов помогать. Если я вижу, что человек хочет, горит, но у него нет денег, скажем, на покупку животного, я помогу. Я фанат цирка и буду помогать тем людям, которые хотят что-то делать. В скором будущем я буду руководить каким-нибудь зданием цирка. И я планирую создать там детскую цирковую школу-студию, где будут выпускаться хорошие кадры. Им нужна будет только поддержка, которой, к сожалению, не было у меня в детстве. Поддержка началась с появлением в моей жизни Геннадия Гордиенко, тогда я и стал подниматься. У меня не было денег, и он дал мне колоссальную сумму… Мы покупали ткани, шили костюмы, делали декорации. Все сами делали, своими руками… Теперь мне также хочется помогать молодым и талантливым…

33— За границей вы часто гастролируете?

— Честно скажу, мы ездим туда неохотно. Полтора года назад ездили в Японию — в Токио. Но не со всем коллективом – брали только львов и тигров, балет, и номера с иллюзией. По законам Гринписа и ветеринарным требованиям, не каждая европейская страна может принять всю нашу программу. В одни страны не пускают обезьян, в другие парнокопытных, в третьи — птиц. А я не хочу возить шоу по частям и рвать его на клочки. В Японии ко мне великолепно относились, у меня был персональный водитель – гастроли прошли фантастически! Но мы физически так устали, что уже ничего не хотелось. У нас было по 3 спектакля в день — Дворцы спорта! Но в разных городах. А это значит долгая упаковка декораций, ночной переезд… И так из города в город. В Японии нет стационарных цирков, нет гримерок. А перевозка животных осуществляется в открытых машинах – других у них просто нет! При перевозке ветер, сквозняк… А в помещениях жара — приходилось вентиляторы животным ставить. Я был возмущен! Столько нервов потратили в этой Японии. С тех пор я решил, что мы лучше поработаем в нашей стране. У нас великое множество цирков, и везде хотят увидеть нашу программу.

30«Я рад, что могу подарить людям праздник!»

— Конечно, ведь большинство цирков, в отличие от вас, показывают откровенную халтуру…

— Тут даже далеко ходить не надо. Недавно мы были в Красноярске. По городу висят афиши – цирк Олега Попова. Который, естественно, к Олегу Попову никакого отношения не имеет. А на афишах фотографии с моего шоу. Мои афиши, с моими артистами… Я был в шоке! Конечно, я свои права отсудил, афиши были уничтожены, но я это к чему говорю… Вот такие «псевдоцирки», которые обманывают людей, и отбили у народа охоту ходить в цирк.

35— Кстати, я слышала, что вы очень дружны с Олегом Поповым…

— Да. Недавно – несколько месяцев назад – я летал к Олегу Константиновичу в Германию, где мы с ним отсняли документальный фильм. Олегу Попову уже 84 года, но он великолепно себя чувствует! Он до сих пор работает, у него молодая жена, которой 40 лет — на 44 года его младше! Кстати, у меня относительно него есть большие планы. В Кремле намечается один грандиозный цирковой проект, и я хочу по такому случаю, хотя бы на один день привезти его в Москву. Попов не был в России много лет, у него большая обида на нашу страну. И было замечательно, если бы он хотя бы просто вышел на сцену в своей знаменитой кепочке. Даже без репризы.

14— У вас очень много животных… А еще кого-нибудь приобрести не планируете?

— Планируем. После нового года нам из ЮАР привезут двух маленьких бегемотиков для аттракциона «Африка», в котором у нас работает большая группа экзотических животных.

— Может быть, разбавить все это великолепие еще и слоном?

— Слона у нас пока в планах нет, но если мы поделим нашу программу на два спектакля – а такие планы есть — то подумаем и о слонах. У меня и так очень много животных, с которыми никто не работает. Они не в каждом зоопарке-то есть. Например, африканские рогатые черные вороны. Антилопы, белые львы, лемуры в цирке тоже большая редкость.

— Я слышала, вы активно занимаетесь благотворительностью…

— Да, я помогаю монастырям, малоимущим. Я не перечисляю денег ни в какие сомнительные фонды, помогаю адресно. В Воронеже мы обязательно пригласим на наш спектакль инвалидов, ветеранов, малоимущих. Мы никому никогда не отказываем… Если у человека нет возможности приобрести билет, пускаем бесплатно. Я от этого не обеднею. У меня дома хранятся огромные стопки писем с благодарностями от ветеранов, и я рад, что могу хоть чем-то помочь им, подарить этот праздник!

1517222324162826

Марина Хоружая,
Фото автора

...