БлиновРынок акций РФ днем в четверг начал падать после решения суда Кирова в отношении Алексея Навального, приговорившего его к пяти годам лишения свободы. Приговор суда города Кирова оппозиционеру Алексею Навальному — пять лет лишения свободы — стал поводом для фиксации прибыли игроками на российском рынке акций после бурного роста в предыдущие дни.

Индекс ММВБ упал в район 1410 пунктов. К 13:35 МСК индекс ММВБ составил 1414,17 пункта (-1,2%, утром был в плюсе на 0,6%), индекс РТС — 1375,58 пункта (-1,3%), рублевые цены большинства «фишек» на «Московской бирже» снизились в пределах 2,6%.

Подешевели акции ВТБ (-2,4%), «Газпрома» (-0,7%), «Газпром нефти» (-2,6%), «Лукойла» (-0,7%), «НОВАТЭКа» (-1%), «Норникеля» (-2,3%), «Полюс Золото» (-1,8%), «Роснефти» (-2,1%), «Ростелекома» (-0,4%), «Сбербанка» (-2,5%), «Сургутнефтегаза» (-0,8%), «Татнефти» (-1%), сообщает «Интерфакс».

Ленинский суд Кирова признал оппозиционера Алексея Навального, заклеймившего «Единую Россию» как «партию жуликов и воров», и предпринимателя Петра Офицерова виновными по делу о хищениях имущества КОГУП «Кировлес».

«Так совпало»: падение котировок последовало сразу за приговором Навальному

По мнению главного трейдера отдела брокерских операций «Росевробанка» Олега Ельцова, реальный срок Навальному может вызвать новую волну протестов и очередной всплеск продаж на российском рынке акций. В этом случае следует закрывать «длинные» позиции (или как минимум 50% от портфеля).

Начальник дилингового центра «Металлинвестбанка» Сергей Романчук полагает, что вердикт суда — «виновен» — в отношении Навального был уже заложен в ценах и уже нашел наглядное отражение в котировках российского фондового рынка, одного из самых худших в этом году в мире.

По его словам, в этом деле еще раз нашло подтверждение представление о том, что суд в России подчиняется различным группам влияния. «До тех пор пока данная практика не будет изменена, надеяться на ускоренный рост экономики не стоит, так как инвестиции не могут быть эффективно защищены, а держатся на негласных договоренностях», — сказал он «Интерфаксу».

Директор аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский полагает, что реакции западных фондов на приговор Навальному, скорее всего, не последует, так как эти фонды сами по себе спекулятивны и работают на многочисленных «неэффективностях» рынков. Других нерезидентов, не считая индексных фондов (последние не могут произвольно менять доли в портфелях), в России попросту нет.

Отечественные инвесторы, в особенности частные, могут устроить что-то наподобие «акции протеста», начав распродажи в акциях госкомпаний (таких как «Газпром» и «Роснефть», хотя пока это всего лишь слухи в околоинвестиционных кругах.

На фоне 6-миллиардного дела «Оборонсервиса» и многомиллиардного дела «Олимпстроя», инкриминируемая Навальному цифра в 16 млн рублей «растрат» попросту выглядит несерьезно. Безусловно, фондовый рынок — продукт демократический, и он хотел бы видеть освещение событий и приговоры, адекватные величине причиненного экономике России ущерба, считает Рожанковский.

По словам заместителя генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрея Верникова, «так совпало, что снижение котировок последовало за приговором». Однако снижение происходит сразу по нескольким причинам. Основная причина — плохая статистика из Поднебесной, менее важная причина — перекупленность рынка, считает он.

Разумеется, приговор Навальному не улучшит инвестиционный климат в стране. Сенаторы США требуют наказать Россию из-за предоставления политического убежища Эдварду Сноудену. Отношение у инвесторов к России сейчас настороженное. Определенные круги интерпретируют этот приговор так, что в России нет свободного избирательного процесса, отмечает Верников.

Осуждение Навального станет еще одной негативной новостью из России для инвесторов, считает глава исследований развивающихся рынков Standard Bank Тим Эш. «Это еще одна причина для продолжения оттока иностранных инвестиций и стимул для местных предпринимателей выводить капиталы из страны», — цитирует его слова Bloomberg . «Инвесторы хотят видеть сильные и независимые суды, а не политически управляемое судебное преследование», — отмечает аналитик.

Аналитики «Финам» считают, что решение суда не может реально повлиять на рынок, так как для российской экономики реальных политических рисков не существует. Оппозиционная активность сошла на нет по сравнению с пиком в конце 2011 года.

Они приводят в пример Китай, который, подавив волнения на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, обеспечил себе политическую стабильность и совершил экономический рывок.

Отметим, Алексей Навальный признан виновным в рамках самого громкого процесса над противником президента Путина после суда над Михаилом Ходорковским, и суд над ним явно носил политический характер. В противном случае, основываясь на обвинительном заключении и приговоре по этому делу растратой можно считать любую посредническую деятельность в условиях рыночной экономики, что сделало бы понятие экономического преступления поистине безграничным.

23 мая в Воронеже президент Путин, комментируя проект амнистии по экономическим преступлениям, который тогда, по его словам, носил «сырой характер», добавил: «Есть и другие категории граждан, которые формально осуждены по экономическим преступлениям, но степень их общественной опасности выходит далеко за рамки сути той проблемы, о которой вы говорите»

Утешаться можно лишь тем, что в случае Навального и Офицерова речь снова идет о конкретных людях, «осужденных формально по экономическим основаниям», но чья «степень опасности» для властей вышла «за рамки проблемы».

Правосудие для бизнеса: от Медведева до Путина

Между тем еще недавно российские власти, возможно, предвидя нарастание проблем в экономике, зависящей от цен на углеводороды, обещали предпринимателям беспристрастное отношения по всем формам собственности и заявляли о недопустимости конкурентной борьбы в бизнесе с использованием административного и силового ресурса.

Начались такие заверения еще в бытность президента Медведева, который незадолго до ухода с поста главы гоударства в прошлом году отметил, что самая большая проблема для предпринимателей и инвесторов — «непредсказуемое вмешательство отдельных чиновников в экономическую деятельность, неправовые действия сотрудников правоохранительных органов, которые, как мы знаем, слишком часто забывают о том, что их долг — защищать права граждан, в том числе и предпринимателей.

В годы президентства Медведева были приняты поправки о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, касающиеся смягчения наказаний за экономические преступления, не связанные с насилием, и разрешающие чаще применять залог или подписку о невыезде.

Затем из Уголовного кодекса исчезла статья «Лжепредпринимательство», кроме того, досудебный арест в большинстве случаев теперь можно заменить денежным залогом. Поправки в законодательство усиливали ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Ряд статей Уголовного Кодекса поменяли формулировки. Изменения затронули и другие статьи с неточными формулировками: «Незаконное предпринимательство», «Незаконная банковская деятельность», «Мошенничество».

В этом году, уже на посту главы правительства Дмитрий Медведев поручил Минфину, Минэкономразвития и Минтруду совместно с «Деловой Россией» (которая и является автором предложения) освободить впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП) от всех налогов и взносов на два года. Осмелевшая «Деловая Россия» даже пообещала, что бизнес-сообщество совместно с Общероссийским народным фронтом предложит властям ещё одну свою инициативу: изменить форму наказания за экономические преступления. В том числе, перестать сажать бизнесменов в тюрьму.

Еще одной мерой по облегчению жизни предпринимателей должна была стать так называемая «экономическая амнистия» — амнистия для лиц, осужденных или только арестованных по целому ряду экономических обвинений. Впервые ее идея прозвучала в начале этого года из уст полномочного представителя правительства в высших судебных инстанциях Михаила Барщевского как одна из составляющих общей широкой амнистии (несовершеннолетние, женщины, совершившие нетяжкие преступления и т.д.). Бизнес-омбудсмен Борис Титов поддержал предложение и стал продвигать его в части амнистии предпринимателей.

Однако в конце мая на встрече с представителями общественных организаций предпринимателей в Воронеже президент назвал идею «сырой и непроработанной». Окончательно, однако, идею не похоронили, но она заметно «подсохла» и стала «проработанной». Из 53 первоначально заявленных статей Уголовного Кодекса, по которым планировалась амнистия, в конечном итоге осталось в 2 раза меньше.

Над новым проектом амнистии, по сведениям СМИ, работало правовое управление администрации президента совместно с Генпрокуратурой. Они в несколько приемов сократили перечень статей, на которые могла распространиться амнистия. 25 июня Владимир Путин внес постановление в Госдуму от своего имени.

Впрочем, даже из «прореженной» президентской версии законопроекта об амнистии депутаты в ходе обсуждения амнистия в Думе исключили еще одну статью — о «незаконной банковской деятельности». Добавлять поводов для освобождения осужденных предпринимателей в нижней палате не стали.

Так же, поэтапно, в ходе обсуждения сокращалось и потенциальное количество имеющих право амнистией воспользоваться. Если первоначально речь шла о 110 тыс. (и более) человек, потом о десятках тысяч, то на завершающей стадии заговорили уже о трех, пяти или шести тысячах, из которых только несколько сот человек получало шанс выйти на свободу — но не автоматически, а гипотетически.

А вскоре после принятия законопроекта об амнистии президент, возможно «для баланса», встретился с генпрокурором Юрием Чайкой, которому не нравится либерализация уголовного законодательства. По мнению главного прокурора, судебную практику в отношении предпринимателей нужно ужесточать, а введенная при Медведеве «гуманизация» наказания за экономические преступления, когда лишение свободы заменяется на штрафные санкции, не дает результата.

Более того, генпрокурор России заявил, что активную роль в либерализации наказаний за экономические преступления в России сыграли представители некоммерческих организаций (НКО), финансируемые из-за рубежа при посредничестве адвокатов экс-владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского.

Напомним, в российских уголовно-исправительных учреждениях по состоянию на 1 января текущего года находились более 1,5 тысячи человек, осужденных за экономические преступления. Еще почти 10 тысяч человек отбывают наказание за мошенничество, присвоение и растрату. Такие данные сообщила в июне пресс-служба Минюста России, сообщает Newsru.com.

...